Тараканище

28 мая 2007, 00:00

Москва уже успела забыть о нашествии Второй биеннале современного искусства, как узнала о ее финальном событии — выставке Йоко Оно, которая откроется 30 мая в ЦУМе. Что и говорить, финал эффектный, имя Йоко Оно предвещает удвоенный наплыв публики: придут и те, кто считает ее большой художницей, композитором, одним из основоположников концептуализма, и те, кто, глядя на ее вечно отрешенное лицо, видит рядом лицо ее знаменитого мужа Джона Леннона.

Проект, который Йоко Оно привозит в Москву, называется «Одиссея таракана». Представляет он собой ряд инсталляций, изображающих сцены, которые мог бы увидеть наблюдательный таракан, путешествуя по Нью-Йорку или другому современному мегаполису. Инсталляции состоят из больших, в размер билборда, цветных фотографий и объектов вроде бейсбольной биты или урны, увеличенных до гигантских размеров, — ведь увидены они тараканьими глазами.

Что же видит насекомое, мечущееся по Нью-Йорку? В общем-то, ничего нового — жестокость и насилие. «ХХ век стал веком, в котором жестокость человеческих экспериментов достигла своего предела… Фактически мы породили самый варварский век в истории человечества. И человеческий род страдает от его последствий… Мы хотели видеть женщин худыми, как люди, которых мы вынуждаем голодать. Мы разрушили наши семьи, отгородившись от других членов семьи мысленно, эмоционально и подчас физически. Мы начали плохо обращаться со своими детьми, игнорируя их и позволяя им отдаляться от нас…». Это лишь фрагменты из обвинительной речи Йоко Оно, которая одновременно и пояснение к ее проекту. Из слов этих понятно, почему на фотографиях сцены жестокости, несчастные дети и руины, почему на гигантской бите следы крови, а урна набита обломками гипсовых фигур. Но почему художница заставила смотреть на все это таракана? Скорее всего потому, что сочла человеческий взгляд слишком замыленным, слишком привыкшим к разным картинкам и не способным по-настоящему, то есть болью реагировать на действительность, полную насилия и страданий. Пришлось отправить в путешествие таракана, чей ничтожный размер и позволил Йоко Оно показать подлинный масштаб творящихся в современном мире безобразий.