Вне канонов

Марина Галушкина
28 мая 2007, 00:00

Уникальный опыт местного образовательного проекта имеет смысл использовать при создании национального университета в Дальневосточном федеральном округе

Ни под какие образовательное стандарты Центр корпоративного предпринимательства города Владивостока (ЦКП-В) не подпадает, да и в профильном ведомстве не числится — в этом учебном заведении получают параллельное образование студенты вузов. Воспитательная работа, которая в вузах исчезла как таковая, здесь считается одной из основных. Визит-профессорами выступают самые рейтинговые эксперты страны. Начать учиться можно в любое время года. Для студентов обучение бесплатное, но бюджетных денег здесь нет. Возникают подобные учебные заведения в регионах экономической и предпринимательской активности, но эта общественная инициатива седьмой год успешно реализуется на территории, где подавляются практически все серьезные инициативы и откуда продолжают уезжать многие перспективные бизнесмены.

В общем, созданное вопреки обстоятельствам и совсем не по общепринятым нормам, тем не менее это очень правильное учебное заведение. Правильное, то есть настоящее, сделанное по совести и по правде.

Гражданская инициатива

Идея проекта родилась в октябре 1999 года, а ровно через год была набрана первая студенческая группа. Всем «вопреки» были противопоставлены вера людей в позитивное будущее своего края, готовность на это будущее работать и образовательная технология. «В начале этого века в нашем обществе, — рассказывает Марина Баринова, директор ЦКП-В, — была достаточно парадоксальная ситуация. С одной стороны, мы были воодушевлены возможными перспективами, но с другой — усилилась разобщенность страны, элит, территорий. На Дальнем Востоке это особенно чувствовалось. И в ответ на эту разобщенность у людей возникло, возможно, не очень осознанное желание кооперироваться. Даже у только что переживших дефолт предпринимателей наблюдалось стремление к совместным делам не только и даже не столько по поводу бизнеса. Потом, к тому моменту у инновационных школ обострилась ситуация с выпускниками: дети уходили в вузы, там сталкивались с учебной рутиной и, возвращаясь к своим учителям, с удивлением спрашивали: “Неужели наше образование закончилось?” И наконец, на уровне страны кадровая проблема оказалась крайне острой, просто на кончиках пальцев чувствовалось, как нужны новые кадры. В общем, совпали интересы многих групп людей, и это породило наш проект».

Что касается образовательной составляющей, то инициаторами для начала были проанализированы три на тот момент самые продвинутые технологии подготовки: Тольяттинской академии управления, отделения конфликтологии философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета и московского Центра корпоративного предпринимательства Высшей школы экономики. Последний был создан Сергеем Чернышевым на базе физтеховских методов и оказался наиболее адекватным дальневосточной ситуации. Суть в том, что предприниматели, так же как когда-то атомщики или ракетостроители, активно включены в учебный процесс; студенты работают в реальных проектах; за счет совместной работы конструируются новые бизнес-схемы, а в обучении сильна гуманитарная составляющая, поскольку для решения стратегических задач требуются если не одни и те же, то хотя бы сходные ценностные установки.

Встречи с Чернышевым вдохновили группу предпринимателей, и проект был запущен. По окончании трехлетнего пилотного срока выяснилось, что разные предприниматели хотят от проекта разного. После долгих дискуссий было принято решение об образовательном расширении начинания. Решение не было простым, так как бизнесменам, тем из них, кто принял новую идею, пришлось отказаться от исключительно прагматических, только кадровых выгод и начать инвестировать в развитие территории через наращивание социального капитала, очевидно, в долговременной перспективе.

Знать всех поименно

Если рассказывать о проекте ЦКП-В через эпитеты, то первый из них — «элитный». Соблюдено основное технологическое требование элитного образования: селекция, то есть открытый доступ для всех со ступенчатым отбором как на входе, так и во время обучения. Критерии отбора — способности студента и его готовность учиться. За шесть лет в ЦКП-В поступало 1827 абитуриентов, училось 1158 человек, а выпускников 88. Такой выход говорит о достаточно жесткой системе отбора и вполне соответствует мировой статистике процентной доли предпринимателей. Характерный нюанс: в ЦКП-В оперируют точными числами, говорят «обучалось 1158 человек», а не, например, «более тысячи». Это потому, что каждого из этих 1158 студентов знают поименно и персонально сопровождают его образовательный путь.

Другой эпитет, описывающий ЦКП-В, — «образовательный». В широком и классическом смысле этого слова. В нем присутствуют все четыре основных процесса: собственно образовательный, учебный, воспитательный и процесс подготовки.

Как выстроен учебный процесс? Есть базовый учебный модуль, который реализуется несколько раз в году, поэтому и начать обучение можно в любой месяц, и не единожды возвращаться к нему, если студент поймет, что что-то им недостаточно понято или усвоено. В модуле четыре темы — моделирование бизнес-процессов, управление проектами, финансовое моделирование и самоорганизация, которые осваиваются в разных формах — от тренингов до имитационных игр и мастер-классов.

Параллельно идут авторские учебные курсы. Ведут их либо предприниматели, либо деятели гуманитарных сфер. Несколько названий: «Построение команды, или С кем делить риски», «Теория решения изобретательских задач», «Философская антропология: дисциплинарные модели человека». Функций этих курсов несколько: это и детальное углубление в рамках какого-то тематического аспекта, и, наоборот, расширение видения студентов при обсуждении нескольких аспектов — философского, исторического, экономического, и дополнительное инструментальное оснащение.

Если в компаниях Владивостока появляются новые проекты, то кадрового ресурса лучше, чем в ЦКП-В, в городе не найти

Процесс подготовки базируется в первую очередь на программах стажировки. Каждый студент за время обучения проходит практику в компаниях Владивостока. Первые три года стажировались только у «своих», то есть у партнеров ЦКП-В, но потом решили, что выгоднее открыться, и сейчас любая организация может обратиться с запросом на кадровое обеспечение проектов. На сегодняшний день таких организаций 76. «Главная фишка проекта ЦКП-В, — говорит Андрей Косолапов, генеральный директор Тихоокеанской управляющей компании, член Содружества бизнес-ангелов России, председатель совета партнеров ЦКП-В, — состоит в том, что студенты включаются на стажировках в проектную работу. Нам организовывать стажировки несложно: студенты освоили проектный язык, легко определяются с задачами, сроками, результатами, командой. Другое дело, что не все организации готовы к форме проектного управления. Достаточно быстро стало понятно, что для эффективной организации стажировки нам нужно распространять в регионе проектный подход. Зато в тех компаниях, где работают проектно, как правило, жуткий дефицит людей для таких работ. Причина простая: на рынке труда людей под решение временных задач найти нельзя. Большинству хочется устроиться на работу, получать зарплату, а найти тех, кто качественно решил бы поставленные задачи, а потом ушел, практически невозможно. И в какой-то момент стало очевидно, что когда в компании возникают проекты, то кадрового ресурса лучше, чем ЦКП-В, в городе просто нет, в этом смысле мы монополисты на рынке».

Ход стажировки, промежуточные результаты, возникающие проблемы — все становится предметом обсуждений. Во время обсуждения как раз и нарабатываются управленческие навыки. И выстраивается персональная траектория: начинающие называются практикантами; после трех успешных стажировок студент становится стажером-профи; после работы в компаниях в качестве руководителя проекта, организации социально-полезных проектов, консультаций других стажеров он уже стажер-навигатор; и четвертый уровень — стажер-провизор, когда студент настолько профессионален, что получает право преподавания. Неудивительно, что после такой тренировки выпускники несут в себе проектный стиль управления. Пришли, к примеру, несколько ребят работать во Владивостокский морской торговый порт, и там появился проектный офис.

Гуманитарный императив

Принцип самоорганизации воспитывает у студентов самостоятельность мышления и поступков. Учебное расписание, предложения по стажировкам, реализуемые проекты — вся информация на сайте, заявляйтесь на стажировки, курсы и приходите. Для многих студентов, даже вполне прилежных, поначалу самоорганизация непривычна, они ждут, когда им сообщат, на какие курсы и куда идти. Но постепенно все втягиваются, сами подают через сайт заявки на консультации, когда в том появляется необходимость, и со временем у каждого появляется программа индивидуального развития.

Для педагогов ЦКП-В важно, чтобы студенты, помимо умения самостоятельно организовывать свое время и свои действия, эти действия совершали еще и осмысленно. При поступлении абитуриенты проходят через ряд фильтров, в результате и учебное заведение отбирает будущих студентов, и абитуриент отвечает себе на вопрос, нужно ли ему такое образование и потянет ли он такой учебный режим. Более того, когда абитуриент рекомендован к зачислению, ему дается месяц, чтобы он «вник в процесс»: посетил занятия, поговорил со всеми участниками, задал вновь возникшие вопросы. Все для того, чтобы человек принял взвешенное решение о своем обучении.

Еще в ЦКП-В есть открытая кафедра, работа которой направлена не только на своих студентов. Ежегодно ЦКП-В определяет тему года, в рамках которой реализуется группа проектов. Например, ежегодные городские гражданские дебаты «Куда живет Владивосток», проводимые в мае. Или цикл городских публичных лекций визит-профессоров, организуемый совместно с Приморским государственным музеем им. В. К. Арсеньева. Тема этого года — «Современный город». Последняя лекция — «Современный город на цивилизационных разломах: как нам капитализировать Владивосток-2012». Город выбран как среда, которую сложно, но все-таки реально силами жителей, местных сообществ, бизнеса сформировать такой, в какой хочется жить.

Как-то по-человечески

Год назад дирекция проводила опрос выпускников, спрашивая среди прочего, чему они научились в ЦКП-В. Ожидали услышать про проектное управление, про бизнес-планирование и т. п. Однако 90% ответов оказались совсем другими. Вот типовые: «Основным ”научением” для меня стало умение работать с собой, со своими целями и мотивами. Я научился думать системно и методично, научился ”всматриваться” и ”видеть”«, «Научилась не бояться работы, которую не знаю, и не сомневаться в том, что справлюсь. Научилась проявлять инициативу и не бояться задавать вопросы, в том числе и кажущиеся глупыми», «Научился руководить работой коллектива, брать на себя обязательства и выполнять их, научился ценить и любить людей».

 pic_text1 Фото предоставлено ЦКП-В
Фото предоставлено ЦКП-В

«Опрос, — говорит Андрей Косолапов, — поразительно ярко указал на то, что более всего выпускниками ценятся результаты воспитательной работы. Объясняется это просто: мы работаем в том социально-возрастном диапазоне (второй—пятый курсы вузов), когда люди самоопределяются, они уже не школьники, но еще не включены в деятельность. И это время плотного взросления требует прежде всего воспитательных методов. Социализация нами понимается не адаптивно: не приспособить молодых людей к жизни в обществе, пусть и меняющейся, а сделать их сознательно активными, ответственными и самостоятельно действующими. Поэтому стимулируется интерес к осмысленной и качественной работе и жизни вообще».

«Если бы мы со студентами, — утверждает партнер ЦКП-В Эдуард Портнов, гендиректор строительной компании “Регион”, — говорили только про бизнес, про то, как деньги считаются, откуда они берутся и как сделать так, чтобы их было больше, наверное, и не появлялись бы социальные проекты. За каждым из наших партнеров стоит не столько бизнес, сколько определенный образ жизни, поэтому студентам передается вся жизненная составляющая предпринимательства. И они ее принимают. Или отказываются принимать».

Из всех других образовательных процессов воспитательные сложнее всего и технологизируются, и просто описываются, потому что воспитательный процесс сложный и тонкий, реализуется он через создаваемую среду, образы и образцы, читаемые книги, через разговоры и конкретные поступки. Работают в ЦКП-В, например, с перемасштабированием. Совсем неплохо, когда человек мыслит большими масштабами — пространственными, временными, тематическими, потому что тогда у него больше оснований осмысленнее действовать. Когда Олег Генисаретский, главный научный сотрудник Института философии РАН, председатель общественного совета Института корпоративного развития Группы компаний «Ренова», обсуждает со студентами темы «Город, предпринимающий свою судьбу: особенности культурно-предпринимательской политики форпостных городов» или «Воля наследовать, или Что значит вступать в права культурного наследия», каждый из этих обсуждений, конечно, берет что-то свое, но вероятность перемасштабирования велика.

Какого будущего мы хотим

Управляют проектом совет партнеров и дирекция. Совет партнеров отвечает за само существование и перспективы проекта, а дирекция — исполнительный орган. Есть еще меценаты, поддерживающие проект финансово. Бюджет ЦКП-В на треть формируется за счет постоянных партнерских взносов, на треть за счет меценатов, и еще треть — доход от организации стажировок и кадрового обеспечения проектов. Последнее, как шутят в дирекции, — налог на кадровую стоимость. Сами студенты за работу получают зарплату в тех организациях, где стажируются.

Треть предпринимателей в совете партнеров — выпускники ЦКП-В. Финансирование выпускниками своего учебного заведения — давно проверенная практика западных продвинутых университетов. Только в данном случае речь идет не только о финансовом соучастии, потому что партнеры — это еще и консультанты, преподаватели, руководители стажировок. Александр Бабин, четыре года назад закончивший ЦКП-В, создал с супругой Ольгой компанию «N.A.T.A. Nедвижимость», которая вполне успешно продвигается на рынке, и сейчас выступает партнером проекта. Компания его, кстати, на 75% укомплектована выпускниками и стажерами ЦКП-В.

Сегодня в ЦКП-В учится 104 студента. На вопрос, каков количественный предел, ответили — 400 человек. Одного проекта такого масштаба вполне достаточно для миллионного города: и выборку среди студентов можно хорошую обеспечить, и достаточное число социально ориентированных бизнесменов наберется, и кадровая потребность города в проектных менеджерах будет закрываться.

Достаточно нестандартна и установка ЦКП-В на бесплатное обучение. Дело даже не в том, что упускаются бизнес-выгоды, а в том, что в современном мире, если не говорить о социальных обязательствах государства, сформировано четкое мнение: за образование надо платить, потому что сам факт оплаты повышает учебную мотивацию, у человека появляются требования к процессу обучения, к преподавателям, и в результате он учится более эффективно и более осознанно строит свою образовательную траекторию. Почему же все-таки бесплатно? «Мы не один раз обсуждали этот вопрос, — говорит Марина Баринова, — часть бизнесменов, кстати, по этой причине ушла из проекта, они считали, что обучение должно быть коммерческим. У нас другая позиция, и именно к ней присоединились вновь пришедшие партнеры. Во-первых, бесплатность позволяет работать со всеми желающими учиться, а эта доступность — важный технологический элемент. Во-вторых, некоторые выпускники, став людьми самостоятельными, становятся партнерами проекта и делают финансовые взносы. А главное — вопрос: мы хотим будущего, где все за всё платят, и на этом выстраиваются отношения между людьми, или мы хотим другого будущего? И если мы хотим другого будущего, то сейчас студенты должны видеть, что за их обучение платят другие люди, горожане с конкретными фамилиями, и потом, когда студенты станут состоятельными людьми, они тоже будут тщательно выбирать, во что инвестировать».

За эффективность!

Понятие «выпускник» здесь тоже иное. Если для большинства людей это знак прошедшего времени, информирующий о том, что когда-то человек осваивал некую специальность в определенном учебном заведении, то для ЦКП-В это знак настоящего и будущего времени.

Собственно, к выпускнику ЦКП-В формальных требований два: участие в образовательном процессе и окончание вуза. ЦКП-В не рассматривает себя альтернативой вузам, но получение высшего образования считает обязательным. Однако процесс выпуска совсем не формален. Те, кто названные требования выполнил, становится номинантом в выпускники. Основной вопрос номинанта — становиться ли ему выпускником. Зачем? Что он от этого приобретет и что потеряет? К каким действиям это его обязывает? Какие есть намерения в связи с обретением нового статуса? Над такого рода вопросами он размышляет и затем публично предъявляет результаты своих размышлений. Не все студенты делают выбор в пользу ЦКП-В, потому что шаг этот ответственный: те ценности (прежде всего моральные, общечеловеческие, патриотизм в том числе), которые здесь признаны, дальше надо утверждать своими действиями. Номинирование волнительно и для учебного заведения: из выпускников-то уже не отчислишь, статус получается один раз и на всю жизнь, а репутацию учебного заведения создают именно выпускники. Потом дирекция рекомендует (или не рекомендует) этих номинантов совету партнеров для принятия решения, а затем проходит процедура выпуска под Триумфальной аркой.

Став выпускниками, молодые люди вовсе не остаются за образовательным бортом. Один из форматов работы с ними — философские встречи. Так, про корпоративный менеджмент в восточной традиции управления говорил Владимир Малявин, директор Института России Тамканского университета (Тайбэй, Тайвань), представлением о геополитическом конструкторе для менеджера делился Сергей Переслегин, эксперт центра стратегических разработок «Северо-Запад».

В прошлом году был запущен проект «За эффективность!». Идея такова: выпускники, работающие в разных местах, хотят свою деятельность организовать более эффективно. Для этого они встречаются, разбирают ситуацию конкретных компаний, тех, где они работают, и за счет коллективного обсуждения готовят конструктивные предложения, повышающие конкурентоспособность компаний. Для компаний это своеобразный внешний консалтинг, не требующий затрат, но повышающий рабочую эффективность, а для выпускников — улучшение результативности их действий.

Грех не использовать

В нашей системе образования не принято работать с родителями студентов. В ЦКП-В принято, с ними встречаются, приглашают на рождественские встречи, даже спектакли вместе ставят. Это не для дополнительной опеки, а для поддержки дружбы родителей и их взрослых детей, а дружба эта требует определенной искусности. Изначально родители сильно напрягаются: дети совсем не бывают дома, в первой половине дня они в вузе, а потом в ЦКП-В, стали разговаривать на странные темы, у них появились деньги, говорят — заработанные. Когда же мамы и папы разберутся что к чему — благодарят, передают в офис то варенье, то сухарики. В какой-то момент родители задают один и тот же вопрос: «Зачем вы этим занимаетесь? Выгод-то никаких, а работы полно?» Этот же вопрос задали и мы.

«Я живу в поколенческой парадигме, — ответила Марина Баринова. — Диалог поколений и поколенческая преемственность для меня важны по жизни. Сама себя я называю спутником, сопровождающим позитивные стратегии других. Потом, я действительно хочу конструктивных изменений и понимаю, что если на них не работать, то ничего и не будет. А когда меня спрашивают: что ты создаешь, я отвечаю — социальную ткань общества, состоящую из людей». Андрей Косолапов на вопрос ответил кратко: «Это одно из немногих занятий, оправдывающих мое существование».

Сейчас в профессиональных и властных кругах активно обсуждается вопрос о создании на Дальнем Востоке третьего в стране национального университета. Главным достоянием национальных университетов, думается, должно стать не количество студентов, что легко достигается объединением вузов, а современные образовательные технологии. Было бы совсем не по-хозяйски не использовать в создаваемом университете инновационный опыт ЦКП-В, действительно уникальный для нашей системы образования, несмотря на то что находится за ее пределами.