Письма читателей

4 июня 2007, 00:00

Комментарии читателей к статьям «Нефть в обмен на продовольствие» и «Компрадорские заметки»

Нефть в обмен на продовольствие

2007, № 20 (561)

Эксперт: «Беспечность российской финансовой политики не может не удивлять. За последние полтора года курс рубля к доллару вырос...»

Дело не только в беспечности финансовой политики. Проблема гораздо глубже. Изменением курса рубля ее не поправить. Мы находимся в предкризисной ситуации, когда продолжать действовать экономически неправильно, то есть наращивать курс рубля — очень плохо. Этим мы добиваем те немногие оставшиеся предприятия, работающие на внутренний рынок. Действовать правильно — снижать курс рубля — еще хуже. Начнутся общественные волнения из-за нехватки товаров. Мы живем не по средствам. Объем производства добавленной стоимости в стране недостаточен для выживания экономики и населения. Увеличить производство добавленной стоимости в короткие сроки невозможно. При нынешнем объеме потребления экономическая система может существовать только при внешней финансовой подпитке. Кризис неизбежен. Это расплата за ублюдочную налоговую систему образца 1992 года, которая с непринципиальными изменениями, проведенными в 2000 году все тем же гайдаровским институтом, действует до сих пор. Хранители этой системы до последнего времени твердили, что «НДС еще себя не исчерпал». Сейчас наступает время его исчерпания. Суммы уплаты НДС близки к уравниванию с суммами возмещения. Это только признак исчерпания НДС. Результат его исчерпанности в другом. НДС фактически уничтожил предприятия, производящие товары и услуги для внутреннего рынка. Нужно признать наличие серьезной предкризисной ситуации и попытаться выработать программу действий для смягчения кризиса. Уклониться от него невозможно. Если ничего не делать, то последствия будут тяжкие. Сравнимые с 1991 годом. Может, даже серьезней. Тогда ЖКХ было покрепче и имелся резерв энергомощностей.

К сожалению, наши власти не оценивают текущее состояние как предкризисное. И действуют в ошибочных направлениях. Пытаются расширить финансовый рынок. Это невозможно. Финансовый капитал не может развиваться при отсутствии развитого промышленного капитала. Посмотрите на Китай: они только сейчас с жесткими ограничениями приступили к развитию финансового рынка, предварительно вырастив мощную промышленность.

Крупнейшей ошибкой последнего времени, по моему мнению, является принятие правительством решения об обеспечении «равнодоходности» для «Газпрома» на внешних и внутреннем рынках. Эта задача также не имеет решения в наших нынешних условиях. Равнодоходность для «Газпрома» была бы возможна при условии равнокачественности нашей и европейской экономики. Поскольку эти качества существенно разные, то у наших потребителей газа нет равного с европейцами объема доходов для расчетов с «Газпромом». Абсурдная концепция может иметь только абсурдную реализацию. То есть, во-первых, надо дать «Газпрому» собрать ренту и с внутреннего рынка, затем эту ренту у него отобрать введением НДПИ, а во-вторых, то, что отобрали, как-то раздать потребителям газа, чтобы они могли его оплачивать. Первую часть этой цепочки с трудом пытается протолкнуть Кудрин. «Газпром», естественно, сопротивляется. Даже если у «Газпрома» и удастся отобрать ренту, то задача раздачи ренты потребителям газа не имеет рационального решения. Следовательно, равнодоходности не получится, зато для чиновников появится еще одна бессмысленная, но доходная работенка — раздача газпромовской ренты.

Действуя в угоду монополиям, пытаясь несвоевременно расширить финансовый рынок, власти усугубляют предкризисную ситуацию. Монополии и финансовые институты не должны быть объектом протекций власти. Наоборот, нынешняя экономическая ситуация требует жестких мер сдерживания и регулирования их деятельности. Объектом протекционизма должно стать множество самых обычных рядовых предприятий. Нужно создать экономические условия, позволяющие предприятию любой отрасли, имеющему технологически выверенную идею развития, взять в банке кредит, реализовать свою идею, наладив выпуск продукции или услуг, и возвратить кредит из доходов от текущей деятельности. При отсутствии условий для развития производств для внутреннего рынка нет нормальной экономики. Одни монополии и банки граждан не прокормят и не согреют.

Сергей Проценко

 

«Наши министры не устают повторять на всех конференциях: не бойтесь, дефолта не будет». Ага, раз говорят, то именно так и будет. Ведь это не чьи-то там, а наши министры. Но, как говорится, свежо предание, да верится с трудом. Что-то подобное уже было в России конца 90-х годов прошлого века.

Народ слушает и понимает, что его опять обманут. Значит, надо готовиться к дефолту.

Валерий Гамм

 

Компрадорские заметки

2007, № 20 (561)

«Может ли Россия конкурировать за место в глобальных цепочках формирования стоимости товаров и услуг и людей, создающих эту стоимость» вернее переформулировать так: «Можем ли мы оставлять у себя больше прибыли, параллельно приобретая влияние на соседей?» Кто спорит, хорошо бы России оттягать добавленную стоимость у Запада, вот только даст ли он. Максимальная выгода ведь не в производстве — она в управлении бизнесом и получении прибылей, цепочка заканчивается на берегах Темзы и Потомака. И вы всерьез верите, что там подвинутся?

А в производственном секторе, может, и получится. Не совсем, правда, понятно, как соотносится наше автомобилестроение и мировой рынок. Все, что делается у нас, делается только для нас и не вывозится. Вернее, вывозится лишь конвертированная в валюту прибыль. И это родовая черта любой ТНК — хоть табачной «Филипп Моррис», хоть пивной «Балтики», любезно согласившихся собирать «налог с пороков» российских граждан.

Готов согласиться, что локализация повышает ВВП. Российский сервис или маркетинг — явление очевидное, а вот наш инжиниринг — невероятное. Европейское автостроение только им и живо, и так сиволапым отдать?

На повестке — борьба за роль хаба для СНГ и Восточной Европы (редкая удача), о чем автор честно и пишет. Но его надежды на восстановление деловых, культурных и политических связей (после успешного хабостроения) наивны, все равно будет действовать политический фактор. И если из Москвы теоретически можно координировать бизнес в Астане, то уж в Киеве, Талине или Варшаве — дудки, европейский менталитет аборигенов не позволит.

Нас сразу предупреждают, что благоволение ТНК еще предстоит заслужить, они разборчивы, а конкуренция среди желающих остра. Но чего не сделаешь для интеграции России в глобальную экономику. Оставим в стороне вопрос, благо ли это. Важно, что ответ определяет мировоззрение, жизненную позицию. Человеку, работающему в транснациональной корпорации и живущему с вывоза капитала из нашей страны, не привьешь патриотизм. Что можно предложить тем, кто планирует стареть в калифорнийском раю или растить своих детей в европейской сытости? России бороться за «контрольный пакет» в самоидентификации этих людей бессмысленно, да и не стоит, по-моему. Живущие по принципу «где хорошо, там и Родина» были всегда, но раньше хоть помалкивали, голосуя ногами. Теперь это преподносится как мобильность и практичность. Можно только поздравить Запад с приобретением таких граждан.

С экспатов и вовсе взятки гладки -«нынче здесь, завтра там». Автор упомянул Кукуй-слободу, что ж, иноземные откупщики-хищники были как раз оттуда. Старо предание? Вспомните про «Сахалин-2».

Замечание о плохом имидже России оставим на совести автора. Он, очевидно, имел в виду Америку и Европу, хотя потенциальные клиенты живут не только там. Собственно, нас в минимальной степени должен интересовать этот вопрос, благо и бренд «США» имеет неоднозначную репутацию в мире.

Денис Анатольевич Горишный