Движение по новому вектору

Спецвыпуск
Москва, 04.06.2007
«Эксперт» №21 (562)
Направление и темпы развития автомобильного кластера, сложившегося в 1970-х годах на территории Самарско-Тольяттинской агломерации, во многом определяют социально-экономическую ситуацию в регионе. Стратегия развития Самарской области предполагает трансформацию этого кластера в двухполюсный: выпуск автомобилей на базе АвтоВАЗа будет дополнен производством автокомпонентов

В автокластере сконцентрировано около 40% производства, 40% занятых, 65% основных фондов промышленности, 25% затрат на исследования и разработки и 20% экспорта Самарской области. Наличие этого кластера обеспечивает региону особое место во всем отечественном автопроме. Именно в Самарской области наиболее высока концентрация профильных предприятий. Область — единственный российский регион, которому удалось войти в международный проект «Европейская сеть автомобильных кластеров». Реализация проекта даст дополнительный импульс привлечению в Самарскую область стратегических партнеров — производителей автокомпонентов

Состав и структура

Основное предприятие автокластера Самарской области — крупнейшая в России автомобилестроительная компания ОАО «АвтоВАЗ». Сеть поставщиков и партнеров включает около 700 компаний (в том числе более 320 областных предприятий) с общей численностью занятых около 2 млн человек. Все это придает кластеру огромный мультипликативный потенциал.

В состав самарского автокластера кроме производителей автомобилей и автокомпонентов входят компании, оказывающие услуги по продаже и обслуживанию, предприятия, осуществляющие инновационные исследования и разработки, а также учебные заведения, ведущие подготовку и переподготовку профильных специалистов.

Перспективы развития

Будущее самарского автокластера связано с его реструктуризацией из классического «ядерного» в «двухполюсный» — с центростремительным полюсом производства автомобилей и центробежным полюсом производства автокомпонентов нового поколения для российских и зарубежных производителей. Согласно расчетам регионального министерства экономического развития, инвестиций и торговли, субкластер автокомпонентов будет стабильно рентабельным, если сможет обеспечивать потребности автосборочных производств в объеме не менее 5 млн машин в год. То есть кластер все больше будет сориентирован на транснациональные автомобильные корпорации и автосборочные предприятия в России и за рубежом.

В числе первоочередных задач — создание в Тольятти инновационно-технологического бизнес-инкубатора и промышленно-технологического парка (ПТП), специализирующихся на организации разработки и производства высокотехнологичных автокомпонентов нового поколения. В ПТП предполагается разместить центры поддержки малого и среднего предпринимательства, трансфера и коммерциализации технологий, инжиниринга, промышленного дизайна, а также коммерческого продвижения разработок.

Именно в ПТП планируется создать инженерно-производственный комплекс LADA Motors, выпускающий национальную автоспортивную технику на базе передовых технологий, и автодром LADA Ring — многофункциональный комплекс, предназначенный для соревнований и испытаний автомобилей и автокомпонентов.

Важнейший проект в развитии самарского автокластера — создание АвтоВАЗом и канадским автоконцерном Magna совместного предприятия по выпуску легковых автомобилей. Проектная мощность первой очереди нового завода составит 220 тыс. автомобилей в год. Соответствующий проток

У партнеров

    «Эксперт»
    №21 (562) 4 июня 2007
    Фондовый рынок
    Содержание:
    Перекошенный лик экономики

    Российские фондовые индексы сегодня отражают не столько ситуацию в национальной экономике, сколько состояние российского сырьевого сектора. Поэтому рассчитывать на существенный их рост в обозримой перспективе не приходится

    Обзор почты
    Наука и технологии
    Реклама