Гуманистичный кукловод

Книги
Москва, 11.06.2007
«Эксперт» №22 (563)
Понять Хичкока — означает понять подлинные законы существования киномира

Одна из интересных примет отечественного кинобума — практически полное отсутствие современной, свеженаписанной литературы о кино. Похоже, кинематограф нам кажется вещью в себе, не поддающейся рационализации. Снимать фильмы еще, может быть, интересно, а вот думать о них не хочется. Между тем в кино интеллектуальное осмысление отнюдь не мешает художественному высказыванию; достаточно вспомнить французскую «новую волну», вышедшую из журнала «Кайе дю синема». Трюффо, Шаброль и Годар сперва словесно определили пространство борьбы, а затем уже занялись поисками новой искренности с помощью кинообъектива. Примечательно, что одним из главных предметов анализа для них было творчество Альфреда Хичкока.

Хичкок, похоже, центральный персонаж киноискусства XX века; не потому, что он самый великий (хотя и это весьма вероятно), а потому, что только для него заэкранное пространство — не чаемая реальность, не территория для опытов, а дом родной. В кино мы все отчасти инопланетяне, пришельцы из скучного трехмерного мира в сказочный двухмерный; Хичкок же как будто и родился где-то там, по ту сторону экрана. Он появился из ниоткуда — английский кинематограф, не успев возникнуть, тут же пришел в упадок и в нем оставался до появления Хичкока. Он — единственный режиссер, без малейших проблем развивавшийся вместе с кинематографом, с легкостью переключавшийся с немого кино на звуковое, с черно-белого на цветное; доживи он до нынешних технологий, его обращению с компьютерами наверняка позавидовал бы Джордж Лукас. А главное — Хичкок, пожалуй, единственный, кто столь органично соединял принципиальную ориентацию на зрительские массы с интуитивным арт-хаусом. Нынешний кинематограф мучительно разделен на коммерческую и художественную составляющую, и каждая из них втайне мечтает об объединении; Хичкок воплощал в себе это труднодостижимое единство. Понять Хичкока — означает понять подлинные законы существования киномира, а от понимания уже не так далеко и до воспроизводства.

Книга Марины Жежеленко и Бориса Рогинского — первое отечественное исследование творчества Хичкока (включая и советский период, когда Хичкока полагали идейным и идеологическим врагом, создателем антисоветских ужасов). Каждый автор отвечает за свою половину книги, и разница между ними ошеломляющая. Жежеленко, описывающая биографию и творческий путь Хичкока, как будто задалась целью восстановить историческую справедливость и соорудить каноническое советское киноведение. Фильмы «нуар» каким-то странным боком привязываются к маккартизму, Хичкок оказывается «чутким барометром колебаний общественных настроений», и дополняет всю эту вульгарную социологию куча фактических ошибок — как будто автору в поисках хичкоковских фильмов надо было не на «Горбушку» съездить, а пробираться с фонариком в тайные хранилища Госфильмофонда. Жежеленко еще можно простить, когда она путает детали; но когда она кошмарным образом искажает целые сюжеты (как в случае с фильмом «Дурная слава») или же классические сцены — например, эпизод детск

У партнеров

    «Эксперт»
    №22 (563) 11 июня 2007
    Финансовые центры
    Содержание:
    Время Лондона

    В схватке за звание мирового финансового центра номер один постепенно побеждает Лондон, прежде всего благодаря более либеральному законодательству

    Обзор почты
    Неизвестный русский бизнес
    Наука и технологии
    Реклама