Китайские биржи пережили вот уже второй шок за полгода. На этот раз он был вызван неожиданным трехкратным увеличением гербового сбора за биржевые операции — с 0,1 до 0,3%. Итоги недельного хаоса ни в коей мере не отражают того драматизма, с которым китайские инвесторы сначала продавали, потом покупали, затем опять продавали, а потом вновь покупали мгновенно дешевевшие и не менее стремительно дорожавшие акции. Наиболее показательным стал минувший вторник, когда в ходе утренних торгов индекс Шанхайской фондовой биржи упал на 7,29% по сравнению с открытием, а к вечеру уже не только отыграл снижение, но и вырос на 2,57%.
Бросилось в глаза, что в отличие от конца февраля этого года, когда падение Shanghai Composite на 8,8% инициировало обвал на основных мировых финансовых площадках, на этот раз не только западные, но и азиатские биржи оставили фондовую бурю в Китае без внимания. Создалось впечатление, что ситуация на Шанхайской фондовой бирже окончательно стала «внутренним делом КНР», вроде тибетского или тайваньского вопросов, каковым она, впрочем, и была до начала этого года.
Китайский фондовый рынок сегодня почти никак не интегрирован в мировую экономику — иностранным инвесторам все еще запрещена покупка наиболее распространенных акций типа А, и даже самые крупные китайские компании в глобальном масштабе остаются пока на вторых, если не на третьих ролях.
Более того, китайский фондовый рынок сегодня почти никак не связан и с реальной экономикой КНР. Его красочные взлеты и падения объясняются другими, в основном внеэкономическими, факторами. Динамика курсов акций зависит не столько от экономических показателей различных компаний, сколько от общих сигналов, которые поступают от государства. За последние шесть месяцев такие сигналы поступали в большом количестве, зачастую противореча друг другу. Разномастные чиновники и «источники» то говорили о необходимости жесткого контроля за биржей, то уверяли в «долгосрочном поступательном развитии» китайского фондового рынка. За неделю до повышения гербового сбора вполне официальная шанхайская газета Shanghai Securities (издается агентством «Синьхуа») сообщила со ссылкой на источник в правительстве, что таких планов у китайских властей нет. Поэтому, когда сбор все-таки был повышен, инвесторы так разозлились, что, по данным китайских интернет-форумов, даже «хакнули» сайт минфина (по официальной версии, там проходили технические работы).
Проблема еще и в том, что намеки китайских властей обращены к крайне неблагодарной аудитории. Более ста миллионов частных китайских инвесторов не искушены в экономической теории и практике. Опытные игроки, пережившие вместе с Шанхайской фондовой биржей провальное начало двухтысячных годов и потому не склонные к панике при первых признаках коррекции, почти не влияют на общую динамику торгов. С января этого года в Китае было открыто в три раза больше инвестиционных счетов для игры на бирже, чем за весь 2006 год. Новые инвесторы приходят на биржу за быстрыми и большими деньгами и не могут примириться даже с краткосрочным падением курса акций. Их биржевые решения импульсивны и хаотичны. Вот и в случае с гербовым сбором, по данным гонконгских СМИ, китайские власти хотели понизить привлекательность акций малонадежных эмитентов, которые часто используются для краткосрочных спекуляций, а в результате массового сброса пострадали прежде всего «голубые фишки».
Что будет дальше с китайский фондовым рынком? Пожалуй, главный фактор заключается в том, что китайское правительство убеждено: рынок перегрет и его всеми силами надо охладить. Нормы обязательного банковского резервирования повышались уже многократно. Введен запрет на инвестирование в акции заемных банковских средств (на волне биржевого бума многие компании брали кредиты в банках и вкладывали их в акции). Официальная ставка по депозитам увеличена. Теперь увеличен и гербовый сбор. По мнению большинства заинтересованных лиц, у китайских властей остался фактически последний аргумент — на интернет-форумах и в СМИ уже давно обсуждается вероятность введения налога на прирост капитала. Правда, Shanghai Securities в прошлый четверг написала, что таких планов у властей нет (опять-таки со ссылкой на надежный источник), но кто теперь верит Shanghai Securities? Впрочем, многие экономисты и инвесторы приходят к выводу, что налога все же не будет. Впереди у Китая XVII съезд КПК, потом Олимпийские игры, в преддверии которых интересы социальной стабильности перевешивают потребности долгосрочной экономической политики.
Гонконг