Начало новой жизни

Наталья Комлева
11 июня 2007, 00:00

Российский рынок страхования жизни вступает в новую фазу развития без налогооптимизирующих схем. Специалисты пророчат ему счастливое будущее

2006 год ознаменовался значительными переменами в структуре российского рынка страхования жизни. Одно знаковое изменение связано с тем, что впервые на рынке по итогам года на лидирующие позиции вышли компании, занимающиеся реальным страхованием жизни. Если еще в 2005 году деятельность примерно половины компаний, входящих в топ-30, ассоциировалась с налоговой оптимизацией, а их общий уровень выплат превышал 100%, то уже в 2006 году компании, занимающиеся реальным страхованием жизни, возглавили список лидеров. А общий уровень выплат первой десятки страховщиков жизни в 2006 году составил 23,1%.

Лидерами по объему собранных в 2006 году взносов вместо никому не известных «серых» структур стали кэптивные страховщики жизни и компании, занимающиеся страхованием жизни заемщиков. Ввиду низкого объема данного рынка эти изменения еще далеко не окончательны. На данный момент реальное страхование жизни в России только зарождается, в этом сегменте появляются все новые и новые игроки — «дочки» крупных российских страховщиков, «дочки» страховых компаний с мировым именем, компании, созданные при розничных банках, и так далее. Пока непонятно, кто займет лидирующее положение, все будет зависеть от маркетинговой политики, которую изберут страховщики, но ясно одно: «схемные» компании в скором времени практически полностью уйдут с рынка.

Второе, не менее важное, событие касается существенного роста доли розничного страхования жизни. Розница и страхование жизни заемщиков в 2006 году составили в сумме 55% реального рынка страхования жизни, впервые превысив объемы кэптивного страхования жизни. Розничное страхование жизни — наиболее перспективный и быстрорастущий сегмент. Именно на развитие данного сегмента и закрепление в нем направлены усилия большинства выходящих на российский рынок страхования жизни компаний. Взносы по розничному страхованию в 2006 году возросли с 1,1 до 3,6 млрд рублей. Рейтинговое агентство «Эксперт РА» прогнозирует дальнейший рост розничного страхования жизни на 40% в 2007 году — до 5,5 млрд рублей взносов (см. таблицу).

Место под солнцем

На западных рынках доля страхования жизни составляет около половины всех собранных в страховании взносов, в России — 2,5%. На Западе на одного человека приходится в среднем от одной до трех тысяч долларов взносов по страхованию жизни, в России — около трех долларов. Узость российского рынка страхования жизни оборачивается широкими возможностями для многих страховых компаний. Если предположить, что нормальным для России значением показателя взносов по жизни будет 150 долларов на человека (средний показатель для Восточной Европы), то объем будущего российского рынка страхования жизни можно оценить в 550 млрд рублей. Это сопоставимо с объемом всего российского рынка страхования на данный момент (602 млрд рублей с учетом ОМС).

Перспективность российского рынка страхования жизни осознают многие иностранные страховщики. «Как известно, страхование выполняет несколько функций: с одной стороны, оно направлено на защиту финансовых интересов населения, с другой — имеет важнейшее значение для экономики как источник инвестиционных вложений. В настоящее время российский страховой рынок не выполняет этих задач, но именно здесь и кроются возможности бурного развития страхования жизни. Сегодня у нас есть шанс оказаться у истоков зарождающегося огромного по своему потенциалу рынка», — говорит Зигмар Крюгер, генеральный директор страховой компании «ЭРГО Русь». Такого же мнения придерживаются многие другие компании, как иностранные, так и российские. На российском страховом рынке уже зарегистрировались дочерние структуры таких широко известных страховых гигантов, как ACE, AIG, Allianz, Aviva, ERGO, ING и Fortis.

Иностранные компании, выходящие на российский рынок страхования жизни, имеют ряд преимуществ, связанных с практическим опытом старта, который уже был опробован на рынках Восточной Европы, сложившейся культурой отношений и бизнес-процессов, значительными финансовыми возможностями. Многие иностранные «дочки» объявили о своем намерении занять 10–15% российского рынка страхования жизни. При этом объем инвестиций материнских компаний в развитие своих российских «дочек» уже измеряется сотнями миллионов долларов.

Однако российские страховщики хладнокровно смотрят на действия своих иностранных конкурентов. «Дочерние предприятия зарубежных страховых компаний имеют преимущество перед российскими страховщиками жизни только в верхнем потребительском сегменте за счет потребительского восприятия надежности», — считает Александр Торбахов, генеральный директор СК «Росгосстрах-Жизнь». «Восточноевропейский опыт показывает на примере ряда стран бывшего соцлагеря, что у крупных национальных страховщиков сохраняются возможности, при условии активной работы на этапе становления рынка страхования жизни, удержать значительную его долю (до 50 процентов в совокупном объеме)», — говорит Маргарита Хорунжая, генеральный директор ОСЖ «Россия». Такая уверенность отечественных страховщиков объясняется отчасти наличием у них уже сформировавшейся агентской сети и клиентской базы по другим видам, которую можно использовать для страхования жизни.

Объект охоты

Кто же готов покупать полисы страхования жизни? Потенциальный клиент страховщиков жизни должен обладать целым рядом отличительных свойств. Во-первых, он должен располагать достаточным доходом как для обеспечения себя всем необходимым, так и для возможности накоплений. Практически все страховые компании определяют минимальный уровень дохода, начиная с которого человек может задуматься о страховании жизни, на уровне 500 долларов в месяц.

Кроме того, чтобы решиться застраховать свою жизнь, человек должен ощущать свою ответственность перед семьей за ее будущее. То есть у него должен быть маленький ребенок или престарелые родители, о будущем которых ему необходимо заботиться. Полис накопительного страхования покупают чаще всего либо семейные люди, либо разведенные, но воспитывающие маленьких детей. «Среди мужчин — клиентов компании женатых почти втрое больше, чем неженатых», — соглашается Евгений Субботин, аналитик маркетингового департамента СК «Альянс РОСНО Жизнь».

Последнее условие, необходимое для положительного решения о покупке полиса страхования жизни, — открытость человека к различным новшествам и доверие к институту страхования. Ведь для обеспечения своих близких можно использовать и другие способы накопления: покупка недвижимости, открытие счета в банке и так далее.

На данный момент одновременно все эти условия выполняются довольно редко. Тем не менее с ростом доходов населения и популяризацией страхования жизни когорта потенциальных страхователей жизни в России может значительно увеличиться.

Искусство продавать

А пока, на нынешнем этапе развития рынка страхования жизни, основная проблема, стоящая перед страховыми компаниями, как российскими, так и с участием иностранного капитала, — это привлечение клиентов.

Российская функция спроса на страхование жизни изучена крайне мало. Страховщики, выпуская различные страховые продукты, разрабатывая условия договоров, пробуя различные каналы продаж, ищут потенциального потребителя и наиболее эффективный способ продвижения данного продукта.

При продаже полисов страхования жизни компании сталкиваются с рядом существенных проблем. Первая связана с низкой страховой культурой граждан. Продавец сначала должен потратить время на то, чтобы объяснить потенциальному страхователю, что такое страхование жизни и зачем ему это нужно. На следующем этапе возникает проблема доверия как к экономике страны в целом, так и к страхованию, и к самой страховой компании в частности. Оглядываясь на бурную историю развития страны в последние 20 лет, мало кто может с уверенностью сказать, что какая-либо компания точно не разорится и не уйдет с рынка в течение последующих 20 лет (стандартный срок накопительных программ страхования жизни).

Еще одна проблема связана с низким гарантированным уровнем доходности по сравнению с банковскими депозитами и тем более — с паями ПИФов. «Безусловно, определенная психологическая проблема в связи с крайне высокой доходностью ПИФов в последнее время есть. Но мы стараемся объяснять людям, что высокая доходность в прошлом не дает гарантии на будущее, и, скорее всего, в дальнейшем такой доходности у ПИФов уже не будет. Мы как страховая компания даем гарантии и стремимся позиционировать страхование жизни как комплексную финансовую услугу, которая одновременно является и средством накопления, и инструментом защиты. Да, мы даем невысокие проценты, но мы стабильная компания. И что очень важно, у нас присутствует страховой элемент: если сегодня страхователь заключит договор такого типа на образование ребенка, а завтра его не станет, то страховая компания возьмет на себя оплату обучения ребенка», — делится секретами по привлечению страхователей доктор Крюгер.

Простота оформления полиса страхования жизни, а также удобная система его оплаты и получения страховых выплат могут стать решающими факторами при рассмотрении потенциальными страхователями возможности его покупки. Понимая это, страховщики жизни очень далеко продвинулись в данной сфере, порой даже в ущерб себе. Многие страховые компании предлагают заключить договор страхования за 15 минут без предварительного медицинского освидетельствования и адеррайтинга. Активно развиваются продажи через интернет. Оплачивать страховые взносы в большинстве страховых компаний можно в трех типах валют (рублях, долларах и евро) как в наличном, так и в безналичном варианте. При желании страхователя требуемая сумма может переводиться с банковского счета автоматически, взносы можно оплачивать даже с помощью международной системы денежных переводов. Период оплаты также может варьироваться: ежемесячно, ежеквартально, раз в полгода или ежегодно.

Несмотря на значительное расширение ассортимента предлагаемых продуктов по страхованию жизни, он все еще невелик по сравнению с западными развитыми рынками. Большинство продуктов, прижившихся в России, отличает их простота. Эта простота дает им большое преимущество на фазе зарождения рынка, когда ни потенциальный страхователь, ни страховой агент, ни иногда даже сама страховая компания еще не знают до конца всех тонкостей страхования жизни. Постепенно с развитием страхования жизни в России и повышением страховой культуры граждан будут появляться и более сложные продукты по страхованию жизни, такие как срочное страхование с возрастающей страховой суммой, смешанное и пожизненное страхование с двумя страховыми суммами, гибкое смешанное страхование, полисы страхования с редукцией. Кроме того, если произойдут соответствующие изменения в законодательстве, появятся всевозможные продукты unit-linked, позволяющие клиенту самому определять направления инвестирования своих средств, но при этом и нести ответственность за этот выбор. В этом случае продукты unit-linked смогут составить достойную конкуренцию ПИФам и ОФБУ.

Проблемы рынка

Несмотря на столь оптимистичную оценку перспектив российского рынка страхования со стороны западных страховщиков, есть ряд серьезных проблем, сдерживающих его развитие.

Существующая практика налогообложения страхования жизни служит наиболее серьезным тормозом для развития этой отрасли. В настоящее время в Налоговом кодексе предусмотрена льгота по подоходному налогу при получении выплаты по договору страхования жизни, заключенному на срок свыше пяти лет. В то же время для психологически более тяжелого момента внесения страховых премий льгот в Налоговом кодексе не предусмотрено. «Льготное налогообложение взносов по накопительному страхованию будет способствовать развитию страхования жизни в России и обеспечит ускоренный рост рынка», — считает доктор Ольга Руф-Фидлер, президент компании «ИНГ Лайф». Однако государство, только очистив рынок страхования жизни от схем, возникших из-за наличия налоговых льгот, не стремится вновь смягчать налоговый режим в этой сфере.

Не менее серьезной проблемой, препятствующей развитию рынка страхования жизни, является нехватка квалифицированного персонала в этой области. Основным каналом продаж полисов страхования жизни считается агентская сеть. Формирование высокопрофессиональной команды страховых агентов, которые знают все тонкости предлагаемых ими программ по страхованию жизни, — сложнейшая и высокозатратная задача. Крайне не хватает систематической подготовки финансовых консультантов и других специалистов страхового дела.

Среди прочих проблем российского рынка страхования жизни можно назвать нехватку высоконадежных ценных бумаг для инвестирования страховых резервов, а также запрет на продажу продуктов unit-linked. Определенную трудность также представляет низкое качество и неполнота статистической базы, необходимой для расчета тарифных ставок.

Тем не менее, несмотря на все перечисленные проблемы, страховщики жизни уверенно смотрят в будущее. «Конечно же, ряд механизмов мог бы существенно помочь развитию рынка страхования жизни. Таких, как введение налоговых льгот, более адекватное регулирование, соответствующее уровню развития и перспективным потребностям рынка. Но это не главное, рынок развивается и растет высокими темпами. Если этот темп сохранится, рынок разовьется очень быстро», — говорит Дмитрий Малых, генеральный директор ООО «Чешская страховая компания».