Начало новой жизни

Спецвыпуск
Москва, 11.06.2007
«Эксперт» №22 (563)
Российский рынок страхования жизни вступает в новую фазу развития без налогооптимизирующих схем. Специалисты пророчат ему счастливое будущее

2006 год ознаменовался значительными переменами в структуре российского рынка страхования жизни. Одно знаковое изменение связано с тем, что впервые на рынке по итогам года на лидирующие позиции вышли компании, занимающиеся реальным страхованием жизни. Если еще в 2005 году деятельность примерно половины компаний, входящих в топ-30, ассоциировалась с налоговой оптимизацией, а их общий уровень выплат превышал 100%, то уже в 2006 году компании, занимающиеся реальным страхованием жизни, возглавили список лидеров. А общий уровень выплат первой десятки страховщиков жизни в 2006 году составил 23,1%.

Лидерами по объему собранных в 2006 году взносов вместо никому не известных «серых» структур стали кэптивные страховщики жизни и компании, занимающиеся страхованием жизни заемщиков. Ввиду низкого объема данного рынка эти изменения еще далеко не окончательны. На данный момент реальное страхование жизни в России только зарождается, в этом сегменте появляются все новые и новые игроки — «дочки» крупных российских страховщиков, «дочки» страховых компаний с мировым именем, компании, созданные при розничных банках, и так далее. Пока непонятно, кто займет лидирующее положение, все будет зависеть от маркетинговой политики, которую изберут страховщики, но ясно одно: «схемные» компании в скором времени практически полностью уйдут с рынка.

Второе, не менее важное, событие касается существенного роста доли розничного страхования жизни. Розница и страхование жизни заемщиков в 2006 году составили в сумме 55% реального рынка страхования жизни, впервые превысив объемы кэптивного страхования жизни. Розничное страхование жизни — наиболее перспективный и быстрорастущий сегмент. Именно на развитие данного сегмента и закрепление в нем направлены усилия большинства выходящих на российский рынок страхования жизни компаний. Взносы по розничному страхованию в 2006 году возросли с 1,1 до 3,6 млрд рублей. Рейтинговое агентство «Эксперт РА» прогнозирует дальнейший рост розничного страхования жизни на 40% в 2007 году — до 5,5 млрд рублей взносов (см. таблицу).

Место под солнцем

На западных рынках доля страхования жизни составляет около половины всех собранных в страховании взносов, в России — 2,5%. На Западе на одного человека приходится в среднем от одной до трех тысяч долларов взносов по страхованию жизни, в России — около трех долларов. Узость российского рынка страхования жизни оборачивается широкими возможностями для многих страховых компаний. Если предположить, что нормальным для России значением показателя взносов по жизни будет 150 долларов на человека (средний показатель для Восточной Европы), то объем будущего российского рынка страхования жизни можно оценить в 550 млрд рублей. Это сопоставимо с объемом всего российского рынка страхования на данный момент (602 млрд рублей с учетом ОМС).

Перспективность российского рынка страхования жизни осознают многие иностранные страховщики. «Как известно, страхование выполняет несколько функций: с одной стороны, оно направлено на защиту фина

У партнеров

    «Эксперт»
    №22 (563) 11 июня 2007
    Финансовые центры
    Содержание:
    Время Лондона

    В схватке за звание мирового финансового центра номер один постепенно побеждает Лондон, прежде всего благодаря более либеральному законодательству

    Обзор почты
    Неизвестный русский бизнес
    Наука и технологии
    Реклама