Очень хорошо, но не отлично

Петр Михальчук
11 июня 2007, 00:00

Оценочная комиссия МОК заметно повысила шансы корейского Пьонгчанга на проведение зимних Олимпийских игр 2014 года. Но и у российского Сочи остаются неплохие шансы заполучить Игры

Предфинальный этап марафона за право проведения зимних Олимпийских игр 2014 года завершен. 4 июня, ровно за месяц до решающего голосования в Гватемале, МОК опубликовал доклад оценочной комиссии, в феврале-марте этого года побывавшей с инспекцией в трех городах-кандидатах — российском Сочи, корейском Пьонгчанге и австрийском Зальцбурге. В 85-страничном обзоре, написанном дипломатическим языком, нет четкой расстановки всех городов по ранжиру, как, например, это было на предыдущем этапе отбора, когда из семи претендентов городами-кандидатами стали только три (тогда лучший результат показал Зальцбург, далее следовали Пьонгчанг и Сочи). Тем не менее в докладе содержатся весьма прозрачные намеки на то, кому сегодня отдают предпочтение члены комиссии. Не секрет, что при итоговом голосовании эти выводы станут если не решающим, то очень важным аргументом в пользу того или иного кандидата. А значит, уже сегодня можно предварительно оценить, с каким настроением подойдет к решающему голосованию большинство членов МОКа.

Корейцы прибавили

Первое, что бросается в глаза, — витиеватая «калибровка» городов-кандидатов. Так, концепции подготовки и проведения Игр, представленные Пьонгчангом и Зальцбургом, характеризуются в докладе оценочной комиссии как «отличные». Оценка, выставленная Сочи, — «очень хорошо». На первый взгляд различие минимальное, но в переводе с дипломатического языка это означает, что по концепции конкуренты российского города все-таки оцениваются выше.

Главным фаворитом доклада оценочной комиссии стал корейский Пьонгчанг. Отмечена «отличная» концепция проведения Игр, которая позволит в 2014 году спортсменам и участникам Олимпиады затрачивать на перемещение до места соревнований не более 30 минут. Бюджет в размере 1,257 млрд долларов, представленный корейцами, признан «разумным, хорошо проработанным и подкрепленным сильной экономикой». Средства, которые будут потрачены вне рамок Организационного комитета Олимпиады на развитие в основном инфраструктурных проектов, тоже внушительны — 7,1 млрд долларов. Финансовые гарантии, предоставленные корейцами, — «самого высокого уровня». Да и с поддержкой все в порядке: за проведение Игр-2014 в Пьонгчанге высказались 91% жителей города и 83% жителей Южной Кореи — это самый высокий уровень среди всех городов-кандидатов.

В докладе также отмечается, что «базы нормативных актов, которая существует на сегодня в Южной Корее, уже вполне достаточно, чтобы организовать ОИ-2014», тем не менее сразу после выборов хозяина Игр корейцы, в случае успеха, намерены принять дополнительные акты, чтобы ускорить процесс подготовки к Олимпиаде.

Даже в таком, казалось бы, проигрышном для Пьонгчанга пункте, как уровень инфраструктуры, корейцы сумели практически обойти австрийцев, казавшихся до этого безусловными лидерами. Согласно заявке Зальцбурга, у них уже готово семь спортивных объектов из одиннадцати необходимых для проведения Игр. Их соединяют удобные автотрассы и железная дорога. Кроме того, на улучшение транспортной инфраструктуры австрийцы готовы с 2007-го по 2014 год инвестировать свыше 1 млрд долларов. У корейцев же возведено пока лишь четыре спортсооружения, зато, как отмечено в докладе, уже ведется активная работа по строительству авто- и скоростных железных дорог. Австрийцам же, напротив, ставится на вид, что, например, земля, планируемая под Олимпийскую деревню в Зальцбурге, до сих пор находится во владении министерства обороны, которое хотело бы реализовать ее «по разумной цене», но пока так и не пришло к соглашению с заявочным комитетом Зальцбурга.

Корейская заявка во многом выделяется тем, что ее не только хвалят, но и критикуют меньше и мягче других. Так, корейцам указали, что неплохо бы увеличить бюджет, например, на логистику, снабжение и на тестирование спортивных объектов. Отметили слабую экспертную оценку некоторых зимних видов спорта. А также пожелали сделать более широкий доступ к горнолыжным трассам и подумать о вместимости некоторых спортивных объектов. Все эти претензии смотрятся весьма невинно по сравнению с теми критическими стрелами, что были выпущены в адрес Зальцбурга.

Фаворит притормозил

Заявка австрийцев, которая до недавнего времени воспринималась как самая перспективная, после доклада оценочной комиссии таковой уже не выглядит. Мало того что они не могут договориться с военными, так еще и бюджет у австрийцев скромненький — всего 965 млн долларов, чего, «по опыту предыдущих Олимпиад, очень мало». По мнению оценщиков, они решили сэкономить на рекламе, коммуникациях, транспорте, культурно-спортивных и торжественных мероприятиях. Что еще хуже, даже заявленный бюджет не защищен надлежащими гарантиями со стороны австрийских властей. «Все гарантии были получены, но не все они соответствуют требованиям МОК», — говорится в докладе комиссии. Недостаточно внимания уделено вопросам безопасности. На эти цели австрийцы планируют задействовать всего 4,4 тыс. человек, что «значительно меньше, чем на предыдущих зимних Олимпиадах». Кроме того, чиновники МОК указывают на плохую проработку вопросов безопасности соревнований на санно-бобслейной трассе, которые будут проходить на территории соседней Германии. «Слабая детализация» — этот упрек предъявляется ко всей документации Зальцбурга. Прокололись австрийцы и с предполагаемым размещением участников Игр — всего были предоставлены гарантии на 22 316 комнат, «что несколько меньше требований МОКа». Поскупились австрийцы и на площади для телевизионного и пресс-центра.

Подкачали не только чиновники, но и рядовые граждане. Оказывается, поддержка жителей Зальцбурга в пользу проведения Олимпиады-2014 существенно меньше, чем у конкурентов: только 42% жителей города и 61% населения Австрии выступили «за». Вдобавок весьма некстати для австрийцев всплыла история со штрафом на 1 млн долларов, выставленным МОКом Олимпийскому комитету Австрии за допинговые грешки на прошлой зимней Олимпиаде в Турине.

Шансы остаются

Гораздо деликатнее обошлась оценочная комиссия с заявкой Сочи. «Отчет оценочной комиссии МОКа ставит Сочи в лидеры по целому ряду направлений. Это мощная общественная поддержка: независимый опрос МОКа показал, что заявку Сочи поддерживает более 80% россиян, то есть 115 млн человек. Гарантирована поддержка президента и правительства. Есть возможность обеспечить высокий уровень гостиничной инфраструктуры. Высокий профессионализм в обеспечении безопасности, огромный опыт в организации крупных спортивных мероприятий, который накопила Россия», — сказал «Эксперту» генеральный директор заявочного комитета «Сочи-2014» Дмитрий Чернышенко. Стоит добавить, что у Сочи самый большой бюджет – 1,517 млрд долларов по линии оргкомитета Игр и еще 8,8 млрд долларов на строительство инфраструктуры.

Правда, и без ложки дегтя в бочке с медом не обошлось. По мнению чиновников МОКа, инфраструктура — самое уязвимое место сочинской заявки. Так, из одиннадцати спортсооружений четыре были представлены заявочным комитетом Сочи как уже существующие. По мнению оценщиков МОКа, учитывая большой объем работ, необходимых для реконструкции этих построек, их следует считать заново возводимыми. Получается, что фактически надо строить все с нуля.

В докладе аккуратно выражена обеспокоенность тем, удастся ли выполнить в срок огромный объем запланированных работ — «требуется строжайший мониторинг, включая тесты сооружений», чтобы уложиться к началу Олимпиады: «Многие инфраструктурные проекты, соединяющие прибрежную часть с горными объектами, критичны для Игр и требуют сложнейших строительных подходов». Не обошлось и без рассуждений на тему экологии. Для осуществления концепции Сочи требуется «выверенное планирование и четкое соблюдение регламентации при проведении строительных работ в горном кластере», так как семь объектов будут построены на территории Сочинского национального парка и в буферной зоне Кавказского биосферного заповедника, охраняемого ЮНЕСКО. Отмечается, что во время поездки оценочной комиссии в Сочи там проводились митинги против освоения территории Национального парка.

Есть замечания и непосредственно по спортивным объектам. Оценщики указывают, что не предусмотрен вариант одновременного проведения лыжной и биатлонной гонок, который может понадобиться из-за сжатого календаря при условии плохой погоды. Сделан акцент на том, что у России мало опыта в организации горнолыжных соревнований и нет соответствующей инфраструктуры международного уровня. Не совсем устраивает чиновников МОКа и «расположение Олимпийской деревни на окраине Красной Поляны». По их мнению, ее место в центре кластера спортобъектов «снежных» видов спорта.

Все эти замечания весьма некстати перед решающим раундом голосования 4 июля в Гватемале. Ведь понятно, что при желании, а оно присутствует, мы в состоянии все построить в срок и с соблюдением всевозможных норм. Но в данном случае важно не то, что думаем об этом мы, а то, что думают члены МОКа, которые и будут принимать окончательное решение. Пока, надо это честно признать, сложившееся положение не в нашу пользу. Обойти нового фаворита, корейский Пьонгчанг, будет очень сложно. Тем более что корейцы уже участвовали в борьбе за зимнюю Олимпиаду 2010 года и уступили тогда Ванкуверу всего три голоса.

Впрочем, это не значит, что у нас нет шансов. Как показывает практика, фавориты побеждают не всегда. Достаточно вспомнить историю последних выборов хозяина летних Игр 2012 года. Тогда явным фаворитом считался Париж, а Лондон победил фактически в финишном створе — благодаря «неожиданному» появлению премьер-министра Тони Блэра во время финального голосования и яркой презентации британской заявки. А значит, все еще можно повернуть в свою пользу. Главное — тщательно поработать над ошибками.