Три стадии страховых инвестиций

Спецвыпуск
Москва, 11.06.2007
«Эксперт» №22 (563)
Инвестиционная политика российских страховщиков стремительно начинает выходить на новый этап своего развития: на первом плане оказываются вопросы рентабельности вложений. Но добиться высокого уровня доходности инвестиций удается лишь небольшому числу лидеров рынка

Зарубежный опыт и логика развития страховых рынков позволяют выделить три типа инвестиционной политики страховых компаний, три стадии развития, через которые должен пройти страховой рынок. На первой стадии направление инвестиционных вложений страховщиков практически полностью подчинено требованиям маркетинговой политики, определяется взаимоотношениями с крупнейшими клиентами и собственниками компании (в большинстве случаев на данном этапе это одни и те же структуры). На второй стадии определяющим в осуществлении инвестиционной политики становится фактор надежности инвестиционных вложений. Наконец, на третьем этапе первостепенную важность приобретает (безусловно, при соблюдении необходимых требований по надежности) доходность размещения резервов и собственных средств страховых компаний. Сейчас мы становимся свидетелями того, как российский страховой рынок, стремительно проходя вторую стадию, переходит на третий этап своего развития.

Этапы большого пути

Еще несколько лет назад убыточность страхования на российском рынке была значительно ниже, чем на развитых рынках зарубежных стран, и отечественные компании концентрировали свое внимание непосредственно на страховых операциях, мало занимаясь деятельностью по инвестированию средств страховых резервов. О самостоятельной инвестиционной политике в этот период говорить практически не приходится: страховщики либо размещали средства на счетах аффилированных банков, либо вкладывали их в долговые инструменты своих клиентов в обмен на возможность получения страховых взносов. Конечно, подобные инвестиции не являлись «подарком»: вложения в долговые обязательства клиентов или дружественные банки сопровождались анализом их финансового состояния, но часто этот анализ оказывался весьма поверхностным, а доходность подобных вложений — намного ниже рыночной. В подобных случаях потери в прибыльности инвестиций обычно компенсируются дополнительными поступлениями страховых взносов: например, размещение депозитов в банке может сопровождаться страхованием залогов при осуществлении кредитных операций, страхованием самого банка и его сотрудников, дружественных банку предприятий.

Комментирует генеральный директор Русской страховой компании Геннадий Смирнов: «Размещение средств в банках в обмен на возможность страховать риски банка и его клиентов целесообразно на начальной, по меркам Запада, стадии развития отечественного страхового рынка, ведь банкассюранс обычно с этого и начинается. Западный опыт показывает, что после этого банки начинают продавать различные стандартизированные страховые продукты, а страховщики серьезно расширяют свои клиентские портфели. Когда взаимодействие банка и страховщика выйдет на более высокий уровень, банк может заинтересоваться комплексным полисом BBB».

Вложение средств в аффилированные структуры также в большинстве случаев не преследует цель получения непосредственно инвестиционного дохода. Часто при помощи подобных инвестиций «раздувается» уставный капитал страховой компании: юридические лица,

У партнеров

    «Эксперт»
    №22 (563) 11 июня 2007
    Финансовые центры
    Содержание:
    Время Лондона

    В схватке за звание мирового финансового центра номер один постепенно побеждает Лондон, прежде всего благодаря более либеральному законодательству

    Обзор почты
    Неизвестный русский бизнес
    Наука и технологии
    Реклама