«Амтел» борется с долгами

25 июня 2007, 00:00

Крупнейший производитель легковых шин в России холдинг «Амтел-Фредештайн» («Амтел») привлекает заем в размере 150 млн евро для реструктуризации собственных долгов. На прошлой неделе «Амтел» официально подтвердил, что до конца июня выпустит еврооблигаций на эту сумму. От того, насколько успешной будет эта акция, зависит будущее компании: сейчас ее долговая нагрузка является критической.

Долги «Амтела» стремительно выросли после реализации инвестиционных проектов на заводах в Кирове и Воронеже и покупки в апреле 2005 года голландского предприятия Vredestein Banden. Затем компания скупила ряд розничных шинных сетей и приобрела Московский шинный завод. В общей сложности «Амтел» потратил на эти цели около 600 млн долларов, причем финансирование проектов велось почти исключительно за счет привлеченных средств. Чтобы улучшить финансовое состояние, компания за два года продала три убыточных актива (заводы техуглерода в Волгограде и химволокна в Кемерове, шинный завод в Красноярске), сократила половину сотрудников на российских предприятиях и свернула малорентабельное производство грузовых шин в Воронеже. Вкупе с завершением крупного проекта по производству легковых шин на воронежском заводе и началом выпуска шин Vredestein в России эти меры приблизили компанию к уровню безубыточности. Правда, за это время долговая нагрузка «Амтела» стала критической — сейчас чистый долг холдинга превышает размер показателя EBITDA (прибыли до уплаты налогов, выплаты процентов и амортизации) более чем в семь раз (см. график). С ростом долга акции компании на Лондонской бирже подешевели более чем вдвое по сравнению с ценой размещения акций на бирже во время IPO в конце 2005 года. Из-за финансовых проблем основатель компании Судхир Гупта был вынужден продать часть акций холдинга и разделить контроль над ним со структурами Альфа-банка, а гендиректор компании Алексей Гурин, вероятно, вскоре оставит свой пост.

Сейчас перспективы выхода из финансового кризиса руководство холдинга связывает с увеличением выпуска и продаж легковых шин Vredestein. Выпуск покрышек под этим брендом в России позволит уменьшить их себестоимость примерно на 40% по сравнению с Западной Европой, что увеличит рентабельность их продаж на европейском рынке. Помимо перепрофилирования под новую продукцию заводов в Кирове и Воронеже компания собирается использовать мощности завода в Москве, оставшиеся от совместного проекта столичного предприятия с Continental. Инвесторы, похоже, верят в способность «Амтела» успешно реализовать эти планы: после известий о том, что в 2006 году чистые убытки компании сократились с 81 млн до 7 млн долларов, ее акции заметно подорожали.