Диалектика российского комбайностроения

Инна Шпак
25 июня 2007, 00:00

На фоне умирающего отечественного автопрома и стагнирующего сельхозмашиностроения «Ростсельмашу» удается не только вернуть себе утраченные позиции, но и постепенно завоевывать новые

Совместный проект журнала «Эксперт», ОАО «ЭМАльянс» и ОАО «Ростсельмаш»

«Комбайны, производимые “Ростсельмашем”, конкурентоспособны и востребованы на мировом рынке», — заявил первый вице-премьер РФ Сергей Иванов во время своего визита в Ростовскую область 15 июня (ровно за две недели до заседания Госсовета РФ в Ростове). Такой вывод первый заместитель председателя правительства сделал после экскурсии по предприятию и совещания по вопросам сельхозмашиностроения. Цель визита и совещания Сергей Иванов охарактеризовал просто: «По объему промышленного производства Ростовская область является несомненным лидером в ЮФО. Поэтому для меня было важно послушать мнение людей, занятых непосредственно в таком значимом для региона секторе экономики, как сельхозмашиностроение. Да, в нем очень много проблем. Но если мы говорим конкретно про “Ростсельмаш”, а не вообще об отрасли, то ситуация там очевидно улучшается, растет выпуск продукции и в численном отношении, и в плане повышения качества и конкурентоспособности. Дело в том, что последние модели, которые “Ростсельмаш” предлагает, востребованы на рынке не только России».

По итогам первого полугодия 2006/2007-го сельхозгода «Ростсельмаш» уверенно удерживает 80% внутреннего рынка России в сегменте уборочной техники. На долю компании приходится свыше 50% рынков Украины и Казахстана, 80% — Молдавии, 25% — Латвии и Болгарии. За период 2003–2006 гг. компания в три раза повысила оборот (со 160 до 470 млн долларов) и вдвое — долю экспортных продаж своей техники (с 19 до 38%).

О планах «Ростсельмаша» и о секрете нынешних достижений «Эксперту» рассказал генеральный директор компании Валерий Мальцев.

— Валерий Викторович, как вы оцениваете ситуацию на российском рынке уборочной техники? Удалось ли российскому лидеру развить свое присутствие за рубежом?

— Если говорить кратко, то сегодняшнее положение на российском рынке мы прогнозировали еще два-три года назад, когда заявляли, что основная борьба будет разворачиваться между нашей компанией и западными производителями уборочной техники. Так оно и происходит. В последний год в страну пришло больше зарубежной техники, чем в прежние годы. Однако мы занимаем 17 процентов мирового рынка и 65 процентов рынка России и стран СНГ.

Что касается зарубежного рынка, то с началом выпуска современных моделей агротехники в 2004 году мы начали наступательную экспортную политику. Первые плоды уже есть: статистика показывает, что комбайны «Ростсельмаш» составили основу российского экспорта сельхозтехники. Всего за прошедший сельхозгод за пределы страны было продано около двух тысяч комбайнов — это 38 процентов от всего объема реализованной продукции. Основные покупатели — Казахстан, Украина, Белоруссия. В прошедшем году мы отгрузили партию комбайнов в Турцию, а пять комбайнов Vector были отправлены потребителям в Канаду. Хочется отметить и наши победы в тендерах на поставку техники в Азербайджан, Монголию, Киргизию… А вообще наша техника сейчас поставляется в 15 стран мира.

— Легко ли завоевывать рынки дальнего зарубежья, ведь там давно уже закрепились крупные мировые производители?

— Наша техника хорошо знакома аграриям многих государств. За несколько лет отсутствия «Ростсельмаша» на европейском и американском рынках забыть нас не успели. Теперь мы активно возвращаемся в страны Восточной Европы, например в Болгарию. Только за последние три года болгарским аграриям было продано более ста наших комбайнов. Сейчас рассматривается возможность создания в этой стране крупного склада гарантийных запчастей «Ростсельмаша» для удовлетворения растущего спроса европейских потребителей на продукцию компании.

В Западной Европе мы тоже стараемся заявить о себе. В марте «Ростсельмаш» принял участие в международной выставке сельского хозяйства и животноводства SIMA-2007 во Франции. На предыдущей выставке SIMA-2005 компания представляла новый комбайн Vector и была награждена серебряной медалью за инновационные разработки. В этом году мы выставили в Париже уже три новых модели. Если когда-то на нас смотрели как на неведомое чудо из России, то сейчас — как на вполне реальных партнеров.

Новые линейки и верность планированию

— «Ростсельмаш» в последние годы ведет активную разработку новых моделей. Каковы реальные сроки их постановки на серийное производство?

— Выпуск комбайна Vector в 2004 году был для нас и для российской промышленности началом современного периода в отечественном машиностроении. В этом году «Ростсельмаш» поставил на конвейер новый комбайн Acros 530, первый по производительности в России и уже второй в новой продуктовой линейке.

Кроме того, на разных выставках мы в этом году представляли концепты кормоуборочного и роторного зерноуборочного комбайнов. В течение ближайших двух лет мы планируем революционный вывод на российский рынок машин мирового уровня, отличающихся более высокой производительностью за счет повышения мощности двигателя, объема зернового бункера и высокой скорости автономной выгрузки зерна. Представляя сегодня комбайн Acros, мы выпускаем на рынок не отдельную машину — мы выводим новый бренд.

— А как насчет кооперации с зарубежными компаниями?

— Компания приобретает комплектующие за рубежом в случае отсутствия аналогов продукции российских производителей или ненадлежащего качества отечественных комплектующих. Но все же приоритет при выборе поставщиков мы отдаем отечественным производителям, продукция которых соответствует нашим требованиям.

— Компания позиционирует свои продукты как «наиболее эффективные решения по уборке урожая». Что позволяет создавать эффективную агротехнику и сохранять лидирующие позиции?

— «Ростсельмаш» реализует последовательную политику, внедряя высокие технологии на всех этапах жизненного цикла продукции. Предприятие первым в российском сельхозмашиностроении ввело в эксплуатацию систему автоматизированного проектирования. Это сократило сроки, затраты и человеческие ошибки. Система автоматизации проектных работ (САПР) стала первым звеном в цепочке новшеств.

Вскоре компания начала переход на новую систему управления предприятием — САПР-3. Кроме того, на производстве был создан единый участок лазерного раскроя и закуплены новые лазерно-гибочные комплексы. За последние два года «Ростсельмаш» установил современное механосборочное оборудование, создал собственное производство мостов для техники, ввел в эксплуатацию линию окончательной окраски комбайнов.

Активная инновационная политика предприятия позволяет сокращать не только текущие, но и предстоящие издержки. Кроме того, под «эффективными решениями по уборке урожая» мы подразумеваем не только технику как таковую, но и целый комплекс других мероприятий: развитие специальных программ приобретения техники, оперативное сервисное обслуживание, обеспечение оригинальными запчастями. И — основа успеха в наше время — широкое информирование клиента и заказчика о наших предложениях.

— Часто говорят, что качество российской техники ниже импортной, небезосновательно порой…

— Представление о том, что отечественная техника хуже импортной, — пораженческий стереотип. А мы на практике показываем: использование в работе нового оборудования позволяет реализовывать современные конструкторские разработки, существенно повысить качество продукции. Мы это запланировали изначально и осуществили, не остановились на достигнутом и не собираемся. Качество сродни совершенству — ему нет предела. Сегодня «Ростсельмаш» ведет постоянную работу по совершенствованию качества как самой продукции, так и производственных и управленческих процессов.

Кроме того, российский потребитель оценивает не только качество комбайнов, но и уровень сервисного обеспечения. А дилерской и сервисной сети, равной ростсельмашевской, здесь нет ни у кого. На территории России и за рубежом у нас работает порядка 160 сервисных центров и их филиалов. Каждый проданный комбайн на протяжении двух лет получает пакет сервисных услуг.

Ближе к потребителю

— Вы упоминали, что развиваете специальные программы приобретения техники. Вопрос касается кредитных продаж? Как вы оцениваете работу «Ростсельмаша» в этом направлении?

— Как удачную и своевременную. Весной 2005 года «Ростсельмаш» совместно с Россельхозбанком и Сбербанком России начал реализацию совместных программ «Кредит под залог приобретаемой техники». Запуская эту программу, мы были уверены в ее актуальности для аграриев и не ошиблись. За полтора года российские аграрии смогли приобрести в кредит более двух тысяч комбайнов «Ростсельмаша», а общая сумма финансирования, направленного на приобретение уборочной техники, превысила 4,5 миллиарда рублей. Нашими партнерами по проекту стали также Росбанк, финансовая корпорация «Уралсиб», ВТБ-24, подключаются крупные региональные банки.

Сельхозпроизводители получили мощный финансовый инструмент. В целом по стране по итогам прошедшего сельхозгода доля кредитных продаж перевалила за 50 процентов от общего объема реализации продукции «Ростсельмаша». Надеемся развить это направление и за рубежом. Буквально на днях заключили соглашение с украинским Ощадбанком.

— Какой вы видите поддержку отрасли со стороны государства?

— На мой взгляд, прежде всего решение федеральных властей должно обеспечивать добросовестные условия конкурентной борьбы на внутреннем рынке. Заметьте, я говорю не о преференциях, не о прямых финансовых вливаниях. Такие меры могут просто посадить отрасль на бюджетную иглу. Достаточно того, чтобы государство разобралось с серым импортом, ограничив его за счет соответствующих таможенных пошлин. Чтобы навело порядок в схемах выплаты НДС, чтобы наконец были созданы условия для проведения честных тендеров при закупке сельхозоборудования.