Олимпийский огонь принесет в Сочи свет

Тема недели
Москва, 16.07.2007
«Эксперт» №27 (568)
Перегретый рынок недвижимости Сочи получил «укол молодости» после решения МОК провести Олимпиаду-2014 в России. Однако не следует рассчитывать на слишком большой ценовой эффект от этой инъекции

На победу сочинской олимпийской заявки надеялись либо закоренелые оптимисты, либо люди, безгранично верящие в возможности наших лоббистов. Задача была действительно архисложная: вряд ли в истории олимпийского движения когда-либо побеждала заявка, полностью состоящая из прожектов и обещаний.

В Сочи сегодня нет ни одного олимпийского объекта: ледовых дворцов, горнолыжных трасс, трамплинов и т. д. Лишь несколько высококлассных современных гостиниц. Так и не достроен аэропорт. И катастрофическое положение с изношенной инженерной инфраструктурой: по иронии судьбы в феврале, за две недели до приезда экспертов Международного олимпийского комитета, Сочи погрузился во мрак после очередной аварии. Остро не хватает и дорог: летом в центре города уже вполне московские часовые пробки. Наконец, в городе сегодня нет элементарных условий для нормальной цивилизованной жизни. «В Сочи отсутствует канализация. И все мы купаемся в не очень чистом море», — недавно открыл секрет Полишинеля Герман Греф.

Впрочем, сегодня все это уже не воспринимается катастрофически. При таком золотом дожде, что прольется на Сочи, все можно перестроить. Более того, именно ужасное положение «главной здравницы Советского Союза» и подталкивает к масштабным инвестициям. Ежегодно российские туристы оставляют миллиарды долларов за границей, а где делать «первый в России цивилизованный курорт», как не в Сочи.

То есть Сочи и без Олимпиады надо поднимать. В этом смысле первичным в проекте оказывается превращение города в уникальный всесезонный «лыжно-пляжный» курорт (к слову, курорты «лыжи плюс море» есть всего в нескольких местах на планете — в Чили, в испанской Сьерра-Неваде). Олимпиада становится не причиной, а стимулом для глобальной перестройки Сочи, тем более что Россия психологически более настроена на суперпроекты, а не на планомерный рутинный труд.

В ближайшие семь лет в рамках федеральной целевой программы «Развитие Сочи как горноклиматического курорта» будет потрачено 330 млрд рублей. Это, кстати, больше, чем выделяется на все четыре национальных проекта (образование, доступное жилье, сельское хозяйство и медицина) вместе. «197 миллиардов рублей — это вложения России из федерального бюджета, и свыше 70 процентов этих денег будут направлены на развитие дорожной инфраструктуры, коммунальных и электроэнергетических проблем Сочи», — уточнил на днях Герман Греф. Что же будет сделано на эти деньги?

Еще один нацпроект

Основные инвестиции — 116 млрд рублей — будут сделаны в решение транспортной проблемы. На Красную Поляну будет проложена еще одна дорога по соседнему ущелью, два олимпийских шоссе, ведущих в горы, будут иметь пропускную способность 14 тыс. автомобилей в сутки. В Красную Поляну из Сочи планируют пустить и линию легкого метро длиной 50 километров: дорога от берега моря в горы будет занимать всего 35 минут. Кроме того, в 2008 году будет достроена первая очередь платной окружной дороги вокруг Сочи.

В Гватемале Владимир Путин лично гарантировал, что пробок в Сочи не будет. Добиться э

У партнеров

    «Эксперт»
    №27 (568) 16 июля 2007
    Олимпиада в Сочи
    Содержание:
    Победа в Зоне 10

    Россия восстановила свои позиции одного из лидеров международного олимпийского движения благодаря высокому профессионализму сочинской команды, привлечению ресурсов государства и использованию лучшего мирового опыта

    Обзор почты
    Экономика и финансы
    Реклама