Плохой хороший закон

Общество
Москва, 16.07.2007
«Эксперт» №27 (568)
Депутаты Госдумы приняли поправки, предусматривающие резкое ужесточение наказаний за нарушение Правил дорожного движения. Поправки эти были необходимы и давно назрели. Но в нынешнем виде закон не будет эффективно работать, а потому его придется дополнять и дорабатывать. Причем, скорее всего, уже осенью

То, что ситуация с соблюдением правил дорожного движения в нашей стране ненормальная, не оспаривается никем. В этом у нас, что называется, общественный консенсус. А в результате мы получаем катастрофическую статистику. На дорогах в России ежегодно гибнет более 30 тысяч человек (травмы средней тяжести и выше получают около 300 тысяч). Тяжесть последствий ДТП в России в три-пять раз выше, чем в развитых странах. Элементарное наведение порядка на дорогах, по мнению экспертов (в том числе и западных), сократит число человеческих трагедий как минимум на треть. Кроме того, анализ транспортных потоков крупных городов показал, что соблюдение правил парковки, разметки и пресечения перекрестков не менее чем на треть снизит насыщенность трафика. Переводя с научного языка на простой, это означает, что в наших крупных городах можно будет не только стоять, но и ездить.

Почему правила дорожного движения не соблюдаются? Потому что за одни нарушения невозможно наказывать (не будет же гаишник ждать весь день у неправильно припаркованной машины, чтобы выписать штраф), а кроме того, штрафы столь незначительны, что никого не в состоянии остановить. В этой ситуации совершенно естественно резко увеличить штрафы и создать законодательную возможность накладывать их без прямого участия сотрудников автоинспекции (последнее, кстати, является и механизмом по борьбе с коррупцией в ГИБДД). Именно это и попытались сделать авторы законопроекта. Однако натолкнулись на массовое противодействие и бурное общественное возмущение и несколько месяцев вели упорную борьбу за то, чтобы поправки все-таки принять.

Штраф — это наказание

Возмущение в первую очередь вызвало повышение штрафов. Причем в качестве главного аргумента выдвигалось несоответствие штрафов благосостоянию основной массы российских граждан. Действительно, регулярно платить 700 рублей за проезд на красный свет и тем более 2 500 рублей — за превышение скорости на 60 км могут себе позволить далеко не все граждане России. Пенсионеры вот точно не могут. Но штрафы за нарушение ПДД для того и нужны, чтобы люди ничего не нарушали, а следовательно, и не платили. В социальный пакет не входит и не должно входить создание благоприятных условий для нарушения законов (в том числе и ПДД).

Чуть более адекватной выглядела критика законопроекта с другой позиции: «У нас такие плохие дороги, что приходится нарушать правила» и «Сначала уничтожьте коррупцию в ГИБДД, а потом уже увеличивайте штрафы». Однако и эта логика выглядит принципиально тупиковой. Дороги надо строить, с коррупцией в ГИБДД надо бороться, но это никак не отменяет ответственности за нарушение правил.

Однако именно эти утверждения противников закона определили основное направление борьбы. В итоге закон с величайшим трудом удалось отстоять — во втором чтении некоторые штрафы были уменьшены (в основном за превышение скорости), некоторые формулировки подправлены. Но практически все штрафы, предусмотренные статьей 12 КоАП (нарушения ПДД), предлагается увеличить в пять-десять раз.

У партнеров

    «Эксперт»
    №27 (568) 16 июля 2007
    Олимпиада в Сочи
    Содержание:
    Победа в Зоне 10

    Россия восстановила свои позиции одного из лидеров международного олимпийского движения благодаря высокому профессионализму сочинской команды, привлечению ресурсов государства и использованию лучшего мирового опыта

    Обзор почты
    Экономика и финансы
    Реклама