Кондолиза Райс дала интервью британскому телеканалу Sky News, в котором призвала Великобританию быть «честной» в отношении России. Еще она отвергла предположение, что Запад и Россия движутся к новой холодной войне: «Россия не Советский Союз. Россияне живут в условиях большей свободы, какой они никогда ранее не имели», и вообще «Россия является влиятельной силой, без которой невозможно решить международные проблемы». Такая вот мудрая, спокойная и взвешенная позиция — никакой русофобии, никакой злобы и никакого высокомерия. Только не надо «использовать свои обширные энергетические ресурсы как инструмент политического влияния», а еще по поводу Лугового есть одна проблема: «Россия должна выполнить требования британских властей» и выдать ей своего гражданина.
Но как же конституция как обязательство российской власти перед собственными гражданами? Соблюдение конституции, собственно, и есть одно из ключевых обязательств власти. А как же право, закон — священные коровы западной демократии? А никак. У России слишком много ресурсов, чтобы позволять ей быть принятой в западном обществе и иметь при этом самостоятельную позицию и ориентироваться только на свою конституцию и на собственный закон. И если Европа, хоть и со скрипом, готова признать Россию полноценным партнером, то ни США, ни Британии такой полноценный партнер не нужен. И, в общем, эту позицию даже можно понять. Недостаток энергетических ресурсов западных стран восполняется за счет стран слабых, которые могут быть сколько угодно богаты, но конкурировать на экономическом поле не имеют ни желания, ни возможностей. Все ключевые поставщики энергоресурсов — это либо находящиеся под прямым или косвенным контролем страны, либо закрытые авторитарные режимы, либо маленькие княжества (часто тоже авторитарные). Но Россия очевидно выбивается из этого ряда, она не только облает огромными ресурсами, но и имеет большие амбиции, свободный рынок и желание играть свою роль в мировой экономике. Энергетическая зависимость от такого игрока — серьезная опасность. Демократическая, открытая и суверенная Россия — это очень неудобно, это очень опасно. А потому суверенитет и следование собственной конституции позволить ей никак нельзя. «Россия должна выполнить требования британских властей», а заодно и дать доступ к своим энергоресурсам, не увязывая этот доступ с доступом на западные рынки.
А что если не выполнит? Да даже и наверняка не выполнит. Суверенная, открытая и демократическая Россия неудобна и опасна и нарушает баланс сил в мире. Суверенная, закрытая и авторитарная Россия (что-то среднее между бывшим СССР и нынешней Белоруссией Лукашенко) — удобна и вполне вписывается в существующий экономический миропорядок. Мы все по привычке боимся экспорта демократии в Россию, но ситуация, судя по всему, изменилась. Наиболее агрессивная по отношению к России часть западной элиты давно уже имеет в виду другую игру — нас активно заманивают в авторитаризм.
А ведь действительно удобно. Продавать нефть и газ она все равно будет, но уже не будет лезть в газораспределительные сети и на мировые рынки. Ну а чтобы закрепить необходимость гнать нефть и газ в Европу в полном объеме, есть верный и проверенный временем механизм — гонка вооружений. И нас уже активно начали в нее втягивать. Нас уже спровоцировали на абсолютно законный выход из договора ДОВСЕ. Размещение ПРО шахтного базирования в Польше — это, как никак, угроза нашей обороноспособности, и исходя из нашей военной доктрины гарантированного ответного удара мы должны модернизировать силы ядерного сдерживания, в первую очередь наиболее мобильные — морские. Главком ВМФ Владимир Масорин уже заявил, что Россия в ближайшие десять лет построит восемь подводных ракетоносцев проекта 955 «Борей», а в чуть более отдаленной перспективе и шесть авианосных групп. То есть на 150 млн, которые затратят американцы, мы в ответ потратим как минимум несколько десятков миллиардов.
Конечно, Запад больше устроила бы управляемая демократическая Россия, но и закрытая авторитарная Россия всех устраивает. Только такая Россия не устраивает нас, ее граждан. Впрочем, а чего мы хотели — за свободную Россию надо бороться. И побеждать.