Пропан-бутан продается в сжиженном виде и используется как нефтехимическое сырье, как автомобильное топливо и как топливо для бытовых нужд.
Это не первый случай, когда ведомство Игоря Артемьева интересуется, почему потребители сжиженного пропан-бутана с удивлением обнаруживают меняющиеся ценники на газовых заправках. Ранее в монополизации рынка «подозревались» «Газпром» и «Сибур», которые вместе контролируют около 60% производства сжиженных газов в стране.
Однако рост рыночных цен производители пропан-бутана всегда смогут объяснить необходимостью компенсации потерь от так называемого «балансового задания» Минпромэнерго, по которому газ должен продаваться сельскому населению по льготной цене (с начала этого года — по 3500 рублей за тонну). Эта схема порождает коррупцию на всех уровнях. И в самом министерстве, которое может увеличить или снизить «задание»; и в областных управлениях газификации, которые покупают газ по льготной цене; и через посредников, продающих его по рыночным ценам (они втрое выше льготных); и у самих производителей, которые решают, кому продать газ, а кого отправить восвояси, сославшись на исчерпание «балансового задания».
Ликвидировать эту коррупционную карусель пытались многажды. Последний раз такое предложение выдвинула Федеральная служба по тарифам, предложившая перейти к адресным субсидиям нуждающимся селянам вместо спускаемых сверху «заданий», проконтролировать честное исполнение которых практически невозможно. Но это предложение было спущено на тормозах, скорее всего новую инициативу ведомства г-на Артьемьева постигнет та же участь.