Годовой отчет как список продуктов

Кирилл Кириченко
13 августа 2007, 00:00

Перед необходимостью доходчиво написать какой-либо документ рано или поздно встает каждый человек, а для многих подготовка презентаций, докладов, речей, служебных записок — рутинная рабочая обязанность. Составить текст так, чтобы он заинтересовал аудиторию и был информативен, — непростая задача, которую люди зачастую решают каждый раз заново. При этом распространенная ошибка — поиск особого подхода для каждого вида письменного и устного изложения мыслей. Между тем Барбара Минто предлагает унифицированные правила составления любого материала, независимо от его целей и направленности: пишете вы годовой отчет или составляете список продуктов, которые нужно приобрести в магазине.

Барбара Минто — первая женщина-консультант McKinsey & Company. «В компании, — пишет она, — быстро поняли, что мое призвание — не цифры, а тексты». В результате Барбара стала автором стандартов подготовки текстов в McKinsey, а потом преподавала «текстоподготовку» в ведущих бизнес-школах США. Главное открытие Минто: любой документ должен быть составлен в виде пирамиды. То есть нужно начинать с обобщающей идеи материала, а затем разворачивать ее аргументацию и детализацию. На первый взгляд банально. Но не все так просто. Дело в том, что человек мыслит «снизу вверх», то есть от деталей к обобщениям. Поэтому и излагать свои мысли ему проще именно таким образом. Между тем, замечает автор, слушатель или читатель «легче воспринимает высказывания, если ему заранее указывают рамки, в которых необходимо оценивать взаимосвязь между ними». Так что человеку следует учиться, думая одним манером, переворачивать свои мысли с ног на голову, переходя к их изложению. Приемов такого переворачивания набралось на целую книгу.