Предатели немецкой родины

Сергей Сумленный
13 августа 2007, 00:00

Власти Германии обвиняют 17 известных журналистов в разглашении государственной тайны. В скандале замешаны практически все ведущие издания страны и несколько депутатов парламента

Немецкая прокуратура начала следственные действия в отношении журналистов — членов парламентского пула. В разглашении гостайны обвиняются почти два десятка сотрудников ведущих национальных изданий. Всем им вменяется в вину перепечатка информации из секретных досье, передававшихся федеральным правительством в руки членов парламентской комиссии по контролю за спецслужбами. В первую очередь речь идет о документах, касающихся переговоров немецкого правительства с американскими властями об удержании в тюрьме Гуантанамо Мурата Курназа, турецкого гражданина, родившегося и проживавшего в Германии и арестованного в Пакистане по подозрению в террористической деятельности. Немецкие власти несколько лет подряд отказывались принять бывшего узника Гуантанамо Курназа, несмотря на все желание американцев вернуть оказавшегося невиновным турка на родину.

Сегодня под статьей о разглашении служебной тайны, при худшем исходе дела грозящей тюремным заключением на срок до трех лет, оказались парламентские корреспонденты консервативных Die Zeit и Sueddeutsche Zeitung, либерального Die Welt, левой Frankfruter Rundschau и ультралевой Tageszeitung, а также несколько менее популярных Tagesspiegel и Berliner Zeitung. Больше всех не повезло ведущему еженедельнику страны Der Spiegel — в совершении уголовного преступления, предусмотренного статьей 353 УК ФРГ, обвиняются сразу пять сотрудников гамбургского журнала. В его истории ничего подобного не было с 1962 года, когда после аналогичных обвинений редакцию брал штурмом спецназ.

Союз немецких журналистов DJV уже распространил заявление, в котором говорится о «широкомасштабном наступлении на свободу слова». Того же мнения придерживаются издатели семи крупнейших печатных медиа страны. В совместном заявлении, распространенном издателями СМИ, чьи сотрудники находятся сейчас под следствием, говорится, что «следственные действия против 17 журналистов являются чрезмерной и недопустимой попыткой ограничить свободу прессы».

«Да, Spiegel действительно перепечатывал информацию из документов, помеченных грифом “секретно”. Но комиссия по контролю за спецслужбами для того и создана, чтобы расследовать сомнительные случаи из практики федерального правительства и спецслужб. И задача прессы — сообщать о подобных событиях. Активность правоохранителей объясняется тем, что они получили указание от политиков», — так в беседе с «Экспертом» прокомментировал ситуацию руководитель берлинского бюро Der Spiegel Хольгер Штарк.

Один из главных инициаторов расследования — председатель комиссии по контролю за деятельностью спецслужб, член ХДС Зигфрид Каудер. Этот парламентарий уже давно крайне негативно высказывался о методах работы парламентских журналистов. «Работа комиссий становится дырявой, как швейцарский сыр. В прессе можно прочитать значительное количество сведений из засекреченных папок», — заявил он в интервью экономическому изданию Handelsblatt. С мнением своего начальника согласен и другой член комиссии, представитель СДПГ Йоханнес Юнг: «Журналисты, освещающие работу комиссии по контролю за спецслужбами, рыскают в поисках всевозможных документов и раздувают до уровня сенсаций самые крохотные мелочи».

С мнением членов комиссии не согласен советник заместителя председателя парламентской фракции «зеленых» Кристиан Бузольд: «Депутаты передавали журналистам секретные документы. Поэтому только депутаты и могут нести ответственность за разглашение тайны. На момент опубликования сведения уже были разглашены — самим фактом передачи секретных документов журналистам. Фактически сейчас речь идет о том, чтобы запугать журналистов и достичь таким образом двух целей. Во-первых, получить от журналистов имена сотрудников комиссии, передававших документы. Во-вторых, предотвратить дальнейшие случаи опубликования документов».

Самым громким делом последних лет против немецких журналистов было расследование в отношении сотрудников левого журнала Cicero в 2006 году. Тогда журналисты этого политического издания опубликовали статью об иракском террористе Абу аз-Заркави. По мнению министерства внутренних дел, при подготовке статьи сотрудники издания воспользовались секретными материалами. Но поскольку легальных способов заставить журналистов назвать свои источники у немецких правоохранителей не было, в редакции Cicero просто провели обыски с целью найти документы, позволяющие выйти на след источников в немецких спецслужбах. А весной 2007 года конституционный суд Германии постановил, что подобные следственные действия незаконны, если их целью является установление источников, передавших журналисту секретные документы. Поэтому сегодня немецкие журналисты уверены, что дело против 17 парламентских корреспондентов неминуемо развалится.

«Мы ожидаем, что уголовное дело будет закрыто. На данный момент прокуратура Гамбурга уже заявила, что в деле против сотрудника Spiegel, обвинявшегося в соучастии в раскрытии секретной информации относительно засекреченных докладов военнослужащих спецназа KSK, “нет состава преступления”», — уверен Хольгер Штарк. С оптимистическим прогнозом Штарка согласен и Кристиан Бузольд: «Шансы на уголовное преследование журналистов равны нулю. Фактически все это затеяно лишь для того, чтобы запугать журналистов. Но вряд ли и эта цель будет достигнута».

Франкфурт-на-Майне