Деньги для маленьких

Экономика и финансы
Москва, 20.08.2007
«Эксперт» №30 (571)
Российские банки готовы развивать кредитование малого бизнеса. Основной проблемой в этом деле оказываются предубеждения малых предпринимателей относительно доступности и целесообразности привлечения кредитного финансирования

Банки все чаще обращают свои взоры на кредитование малого бизнеса. Потенциальная емкость рынка огромна: по оценкам участников, она составляет порядка 30 млрд долларов, из которых, как показало исследование «Эксперт РА», в настоящее время освоено чуть меньше 10 млрд. Однако и проблемы входа в этот сегмент куда сложнее, чем, например, в потребительском кредитовании — низкий уровень прозрачности, проблемы с ликвидным обеспечением, необходимость выстраивания специальных технологий по выдаче кредитов малым предприятиям. «Затраты на работу с малыми предприятиями не могут быть такими же, как на работу с заемщиками из корпоративного сектора, — делится наблюдениями Алексей Кирьяков, вице-президент и начальник управления поддержки продаж департамента обслуживания клиентов малого бизнеса ВТБ 24. — Окупаемость вложений в такие проекты, как малый бизнес, не быстрая. Нужно быть достаточно серьезным игроком, чтобы этот бизнес был эффективным».

Тем не менее рынок растет очень быстро: за прошедший год портфель банковских кредитов, выданных малому бизнесу, увеличился почти вдвое, превзойдя самые смелые ожидания. Основным же сдерживающим фактором выступают даже не ресурсы и технологии, а предубеждения малых предпринимателей относительно доступности и выгодности привлечения кредитного финансирования.

Между ангелом и бесом

Все кредитные организации, занимающиеся кредитованием малого бизнеса, условно можно разделить на две группы: крупные федеральные банки и небольшие локальные игроки. Каждая из групп по-своему решает проблемы, связанные с развитием кредитования малого бизнеса.

Сильные стороны федеральных банков очевидны. Во-первых, они имеют доступ к дешевым ресурсам, а поэтому могут предлагать более удобные ценовые решения для малых предпринимателей. Вкупе с масштабными инвестициями в технологии оценки заемщиков и отработанными процедурами принятия решений по выдаче кредита это является ощутимым преимуществом с точки зрения операционных издержек. А более низкие затраты — немаловажная составляющая успеха.

В итоге, лишь недавно выйдя на рынок, федералы, по нашим оценкам, уже успели нарастить свою долю до 70%. Решающую роль сыграли отработанные технологии кредитования и агрессивный маркетинг. «Наши конкурентные преимущества — это доступные финансовые ресурсы в практически неограниченном количестве, огромная региональная сеть и знание особенностей технологии работы с малым бизнесом», — отмечает Винченцо Трани, директор департамента кредитования малого и среднего бизнеса МДМ-банка.

Вместе с тем небольшие региональные банки пока сохраняют за собой значительную часть клиентуры (порядка трети рынка на местах) благодаря своим специфическим преимуществам: они, как правило, «ближе к клиенту» и способны в нужный момент быть чуть более гибкими, чем крупные банки. Местный банк обычно лучше осведомлен об особенностях ведения малого бизнеса в конкретном регионе, следовательно, во многих случаях может оценить риски выдачи кредита более точно, чем это бы сделал федеральный банк на ос

У партнеров

    «Эксперт»
    №30 (571) 20 августа 2007
    Финансовый кризис
    Содержание:
    Россия в зоне риска

    Чрезмерная зависимость от иностранных рынков капитала и слабость национальной финансовой системы делают российскую экономику уязвимой перед угрозой мирового кризиса ликвидности

    Обзор почты
    Спецвыпуск
    Русский бизнес
    Реклама