Бомба под РЖД

Политика
Москва, 20.08.2007
«Эксперт» №30 (571)
При подрыве поезда «Невский экспресс» никто не погиб. Большинство пассажиров отделались легкими травмами. Но факт теракта на самом популярном железнодорожном маршруте стал серьезным предупреждением

Крушение произошло 13 августа в 21.38. До прибытия в Питер поезда № 166 «Невский экспресс» оставалось чуть больше часа. На перегоне Бурга—Малая Вишера (Новгородская область) он шел, нагоняя время, со скоростью более 180 км/ч и продолжал ускоряться. Раньше на карте машиниста этот участок был отмечен «предупреждением», предполагающим в том числе и ограничение скорости, однако незадолго до катастрофы «предупреждение» было снято.

Хроника катастрофы

Взорвалось за 30 метров до моста через речку Черная, и не под девятым вагоном, как сообщали сразу после крушения, а под «задней секцией» локомотива. Бомба в два килограмма тротила (как потом выяснилось) 156-тонному локомотиву ощутимого ущерба не нанесла, и тем более не перевернула его. Однако взрыва хватило, чтобы разворотить рельсы и сбросить с них состав. Спасительную роль сыграла близость моста — уйти под откос поезду не дали проложенные на мосту контррельсы, которые кладутся между основными путями, чтобы локомотив не мог изменить направление движения и утащить за собой состав. Опираясь на них, поезд проскочил мост и продолжал двигаться от места взрыва еще 750 метров, кроша щебень, ломая рельсы и шпалы. И только после этого остановился.

Локомотив и первые четыре вагона сошли с рельсов, но сохранили вертикальное положение и почти не пострадали (первые сообщения, в том числе и со ссылками на пресс-службу РЖД, что локомотив раскурочен, а его крыша «валяется на соседнем пути», как оказалось, к действительности отношения не имели). Сцепление состава разорвалось на пятом вагоне, который завалился набок. То же произошло и с шестым вагоном. Следующий за ними вагон-ресторан не только перевернулся, но и свалился с насыпи. Некоторые эксперты считают причиной большую тяжесть самого вагона (из-за запасов воды, холодильников и другого оборудования), однако в ресторане меньше пассажиров, чем в других вагонах, а значит, вряд ли он был реально тяжелее.

Один из пассажиров пятого вагона так описал произошедшее: «Многие говорили потом, что слышали хлопок. Я не слышал, я откинулся в кресле и стал смотреть фильм. Поезд шел ровно. Вдруг передняя часть вагона резко просела, тишину разорвал гулкий скрежет и шелест щебня. Меня плавно оторвало от сиденья и потащило вперед. Я инстинктивно вытянул руки и ноги. Вагон сильно трясло, он рыскал влево-вправо и вдруг резко остановился и стал переворачиваться. Меня оторвало от пола, и я, перевернувшись в воздухе, приземлился у противоположной стены и потолка…»

При таком крушении главная угроза, способная резко увеличить количество пострадавших, — пожар. Но тут профессионально сработали машинисты, которые успели сразу же, как только почувствовали сильный толчок под задней парой, опустить токоприемники, что и предотвратило короткие замыкания. Судя по рассказам очевидцев, не менее профессионально и самоотверженно действовали проводницы. Они, осознавая опасность пожара, делали все, чтобы пассажиры перевернутых вагонов выбрались из поезда как можно быстрее, и покинули вагоны последними.

Те

У партнеров

    «Эксперт»
    №30 (571) 20 августа 2007
    Финансовый кризис
    Содержание:
    Россия в зоне риска

    Чрезмерная зависимость от иностранных рынков капитала и слабость национальной финансовой системы делают российскую экономику уязвимой перед угрозой мирового кризиса ликвидности

    Обзор почты
    Спецвыпуск
    Русский бизнес
    Реклама