С низкого старта

Русский бизнес
Москва, 20.08.2007
«Эксперт» №30 (571)
Чтобы преодолеть кризис в отечественном двигателестроении, нашим предприятиям необходимо объединить усилия и форсировать разработку новых силовых установок

На выездном совещании с членами правительства в Санкт-Петербурге президент России Владимир Путин дал старт реформе авиационного двигателестроения. Сейчас ситуация в этой отрасли представляется критической: рентабельность предприятий в последние годы сократилась с 27 до 7%, а прибыль упала почти вдвое. В стране не менее 40 двигателестроительных заводов, из них семь выпускают финальную продукцию. Но производимые ими двигатели уступают западным аналогам практически по всем ключевым параметрам — ресурсу, расходу топлива, шуму и проч. В результате суммарный объем продаж всех российских авиадвигателей почти в пятнадцать раз меньше, чем, например, у двигателестроительного подразделения General Electric. Но самое главное то, что в России крайне мало перспективных разработок новых силовых установок. По словам Владимира Путина, «нынешнее технологическое, финансовое и структурное состояние отрасли не способно удовлетворить спрос, предъявляемый мировым рынком». Выход из этой ситуации глава государства видит в скорейшей интеграции всех российских производителей авиадвигателей в одну корпорацию. Ее формирование займет не менее двух лет и продлится до конца 2009 года. В результате будет создана компания с годовым оборотом свыше 2 млрд долларов. По словам Владимира Путина, «главной целью этих интеграционных преобразований является создание двигателей нового поколения, прежде всего военных». Сейчас разработкой нового двигателя для Перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА), более известного как истребитель пятого поколения, занимается НПО «Сатурн». О том, как идет создание этой силовой установки, что надо сделать, чтобы преодолеть кризис в отрасли, и на чем необходимо сосредоточиться нашим компаниям, в интервью «Эксперту» рассказал генеральный директор предприятия Юрий Ласточкин.

— На какой стадии находится работа по созданию двигателя для истребителя пятого поколения?

— Чтобы не было путаницы, сразу скажу, что для нового самолета будут созданы два двигателя. Это двигатель первого этапа, на котором Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА) начнет полеты, и совершенно новый двигатель, создаваемый с осевой линии, на котором он продолжит свой жизненный цикл в следующие двадцать-тридцать лет.

На сегодня мы успешно прошли летные испытания двигателя первого этапа. Был проведен большой комплекс проверок, и он показал прекрасные результаты. Сейчас мы заняты процедурами сертификации двигателя в обеспечение госиспытаний, поставки и летных испытаний самолета «Сухого». Вопросы применения в самолете этого двигателя решены давно, и пересмотров здесь не предвидится.

— Предполагается использовать советский задел при разработке новой силовой установки второго этапа?

— Естественно, он будет использоваться максимально. Как известно, у нас в стране было создано несколько самолетов с двигателями четвертого поколения. Это двигатель Д-30Ф6 пермского КБ «Авиадвигатель» для МиГ-31, РД-33 ОКБ Климова для МиГ-29, семейство двигателей АЛ-31 нашего О

У партнеров

    «Эксперт»
    №30 (571) 20 августа 2007
    Финансовый кризис
    Содержание:
    Россия в зоне риска

    Чрезмерная зависимость от иностранных рынков капитала и слабость национальной финансовой системы делают российскую экономику уязвимой перед угрозой мирового кризиса ликвидности

    Обзор почты
    Спецвыпуск
    Русский бизнес
    Реклама