Четвертая высота

Спецвыпуск
Москва, 20.08.2007
«Эксперт» №30 (571)
Российская текстильная корпорация «Нордтекс» следует принципу компании Toyota — производить продукцию только на заказ, отказавшись от планирования и работы на склад. Благодаря этому компания стала одной из самых быстрорастущих в отечественной текстильной отрасли и вышла на западный рынок

«Вот образцы сатина. Потрогайте: один жиденький, как тряпочка, второй жестковат, а третий — самый плотный и тонкий. Первый произвели пакистанцы, второй — отечественные конкуренты, а третий — мы. Наш продукт — европейского качества, но стоит дешевле. Мы первыми предложили его в России», — не без гордости констатирует Юрий Яблоков, генеральный директор корпорации «Нордтекс», протягивая мне куски яркой материи. С момента основания его компания старалась, опережая спрос, быть новатором на всех направлениях, где работала, — от тканей до готовых изделий. Менеджеры говорят, что за всю историю развития бизнеса они приняли лишь четыре решения, но каждое из них оказалось судьбоносным.

Начало авантюры

Первое решение — почти случайное. В начале 90-х компания (тогда она называлась текстильный холдинг «Яковлевский») занималась продажей льняных тканей, произведенных одноименным комбинатом. И менеджеры решили приобрести несколько текстильных предприятий, которые тогда продавались по дешевке на чековых аукционах. Однако вскоре купленные производства встали. Это было связано с тем, что в стране развалилась централизованная система снабжения предприятий хлопком. В этих условиях расцвел давальческий бизнес: поставщики завозили хлопок на текстильные предприятия, перерабатывали его за копейки и продавали по высоким ценам швейным фабрикам. «В то время, когда все занимались выкачиванием денег из умирающих комбинатов, развивать производство было рискованным решением, — вспоминает г-н Яблоков, — кредиты выдавались под 120–130 процентов годовых, а цикл от производства тканей до продажи был очень долгим».

Легче стало только после дефолта 1998 года. Доллар резко вырос в цене, и российской тканью заинтересовались на Западе. «Яковлевский» начал поставки в Европу необработанных тканей (суровья) — готовая материя была недостаточно качественной, чтобы ее экспортировать. Так компания впервые вышла на положительную динамику продаж и вскоре обогнала по темпам роста давальцев.

Второе важное решение было уже более спланированным. Поработав на Западе, менеджеры компании увидели, сколь разнообразную и качественную продукцию выпускают местные фабрики: десятки разновидностей материи для постельного белья и высококлассные ткани для спецодежды. «И мы подумали: почему бы не попробовать производить что-то подобное, скажем, бязи для России?» — рассказывает г-н Яблоков. У нас в то время все текстильные комбинаты выпускали очень неинтересный ассортимент: дешевый ситец (материал, близкий к марле) и довольно убогую ткань-диагональ для спецодежды. Отечественные текстильщики конкурировали друг с другом исключительно ценой, поэтому ради экономии игнорировали целые производственные этапы. Например, фиксацию краски. «При крашении работник добавлял краситель из ведра на глазок, — рассказывает Юрий Яблоков. — Попадание в цвет было чисто случайным. Один отрез мог быть разных оттенков». По словам Яблокова, конкуренты восприняли идею делать бязи скептически: качественная ткань обойдется дороже, кто ее будет

У партнеров

    «Эксперт»
    №30 (571) 20 августа 2007
    Финансовый кризис
    Содержание:
    Россия в зоне риска

    Чрезмерная зависимость от иностранных рынков капитала и слабость национальной финансовой системы делают российскую экономику уязвимой перед угрозой мирового кризиса ликвидности

    Обзор почты
    Спецвыпуск
    Русский бизнес
    Реклама