Самое главное — быстро взлететь

Спецвыпуск
Москва, 20.08.2007
«Эксперт» №30 (571)
С началом летных испытаний Sukhoi Superjet 100 количество твердых заказов на этот самолет увеличится в полтора раза

Авиакомпании всего мира в ближайшие двадцать лет закупят не менее 5,5 тыс. региональных реактивных самолетов, потратив на них в общей сложности почти 100 млрд долларов. Этот сегмент рынка пока еще полностью контролируют бразильская Embraer и канадская Bombardier. Тем не менее ежегодный двадцатипроцентный рост спроса на региональные самолеты позволит пробиться в эту нишу и третьему крупному игроку. Сейчас на эту роль претендуют «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС), китайская госкорпорация AVIC I и японская Mitsubishi Heavy Industries. Но, в отличие от азиатских авиастроителей, у нас есть серьезное конкурентное преимущество. Новый российский самолет поднимется в воздух уже в нынешнем году, тогда как китайский лайнер совершит свой первый полет не раньше 2008 года, а японский — лишь в 2012 году. ГСС планирует произвести и продать на мировом рынке не менее 700 новых самолетов, выручив за них как минимум 20 млрд долларов. О том, как создается Sukhoi Superjet 100 и как он будет продаваться, в интервью «Эксперту» рассказал президент ГСС Виктор Субботин.

— В какой стадии сейчас находится реализация проекта Sukhoi Superjet 100?

— Сейчас полным ходом идет окончательная сборка первого летного самолета. На заводе в Комсомольске-на-Амуре изготавливаются детали и осуществляется сборка отсеков фюзеляжей еще трех самолетов, предназначенных для летных испытаний. Выкатка лайнера состоится в конце сентября, а к концу года мы планируем совершить первый полет. Так что мы работаем в строгом соответствии с графиком.

— Во сколько обойдется создание лайнера?

— Общая сумма средств на реализацию всей программы составит 1,4 миллиарда долларов. Это наиболее полная оценка, включающая затраты на проектирование и разработку, техническую модернизацию заводов, изготовление самолетов, ввод в эксплуатацию и организацию серийного производства, создание системы послепродажной поддержки, а также оборотные средства.

— Какие новые технологии применяются при разработке и производстве Superjet 100?

— Главное в этом проекте — принципиально новая для России философия организации авиационного бизнеса. Собственно, технические и технологические решения — это уже инструмент реализации этой философии, направленной на своевременный вывод на рынок конкурентоспособного продукта. Благодаря цифровым технологиям — а мы использовали признанное в мировой практике программное обеспечение Catia V5 — все поставщики, заводы и конструкторский центр замкнуты в единое информационное пространство, позволяющее в режиме реального времени отслеживать в электронном трехмерном макете малейшие нестыковки и максимально быстро их корректировать. Соответственно, электронный макет доступен и на серийных заводах, где на его основе готовятся программы для станков, на которых эти детали производятся. Современные обрабатывающие центры дают высокую точность изготовления деталей, что делает возможным их стыковку без дополнительной подгонки. Все это радикально уменьшает сроки и стоимость разработки самолета. К настоящему времени

У партнеров

    «Эксперт»
    №30 (571) 20 августа 2007
    Финансовый кризис
    Содержание:
    Россия в зоне риска

    Чрезмерная зависимость от иностранных рынков капитала и слабость национальной финансовой системы делают российскую экономику уязвимой перед угрозой мирового кризиса ликвидности

    Обзор почты
    Спецвыпуск
    Русский бизнес
    Реклама