Птица счастья для PepsiCo

Русский бизнес
Москва, 20.08.2007
«Эксперт» №30 (571)
Велики шансы, что мировой гигант PepsiCo вот-вот купит ОАО «Лебедянский». Для транснациональный корпорации это последний шанс стать серьезным игроком на российском соковом рынке

Уже неделю как на рынке обсуждают слухи о том, что корпорация PepsiCo в самое ближайшее время купит 75% акций крупнейшего отечественного производителя соков ОАО «Лебедянский». Стороны предполагаемой сделки эти слухи пока не подтверждают, но и не опровергают. Для наблюдателей просочившаяся в прессу информация особой новостью не стала. Чего-либо подобного ожидали уже давно, с тех пор как осенью 2005 года Coca-Cola получила контроль над вторым по доле рынка субъектом российской соковой промышленности — компанией «Мултон». «Для покупки “Лебедянского” у PepsiCo есть один серьезный мотив, — рассуждает Наталья Мильчакова, аналитик ООО “Финансовая корпорация «Открытие»”. — Для того чтобы не отстать от крупнейшего конкурента, надо приобрести равновеликого производителя соков». Учитывая, что рынок соков в России весьма консолидирован — около 80% на нем занимают всего четыре компании и при этом третий и четвертый игроки значительно отстают от лидеров (см. таблицу), — выбор кандидата на поглощение был совсем невелик.

Ожидается, что предполагаемая сделка станет крупнейшей на сегодня в потребительском секторе. «Капитализация компании сейчас составляет примерно 1940 миллионов долларов. Это значит, что доля в 75 процентов будет стоить 1455 миллионов, а премия 15–20 процентов за контроль, получаемый Pepsi над компанией, может увеличить цену до 1670–1750 миллионов долларов», — ведут расчеты Тигран Оганесян и Александр Шелестович, аналитики ОАО «Собинбанк». В свое время «Мултон» обошелся Coca-Cola в 500 млн долларов.

Многие считают вероятным, что в ответ Coca-Cola выкупит у Danone принадлежащую ей долю в компании «Вимм-Билль-Данн». А в перспективе, утверждается на сайте ИК «Финам», на российском соковом рынке останутся лишь два игрока — Coca и Pepsi.

Лебеди летели, летели…

Эксперты единодушны в том, что для PepsiCo сделка представляет больший интерес, чем для «Лебедянского». «Покупка “Лебедянского” для PepsiCo — возможность вскочить в последний вагон. У нее нет шансов самостоятельно занять значимую долю рынка, — считает Андрей Яновский, генеральный директор компании “Нидан Соки”. — Компания вывела на рынок свою марку Tropicana четыре года назад. Но при всей силе дистрибуции, промоушна и рекламы, на которую способна PepsiСo, эта марка занимает сейчас, по данным маркетинговых исследований, лишь 1,2 процента рынка. Это ничтожно мало для транснациональной корпорации. Видимо, российский потребитель по-прежнему предпочитает покупать что-то более родное».

Специалисты ИК «Тройка Диалог», не комментируя слухи о сделке, тем не менее напоминают: «Мы неоднократно говорили, что “Лебедянский” — привлекательный объект поглощения. Компания владеет двумя современными производственными комплексами за пределами Москвы и компанией “Троя Ультра” в Санкт-Петербурге. Потенциальный покупатель автоматически займет треть сокового рынка и получит обширный портфель торговых марок». Причем развиваемые «Лебедянским» бренды имеют прочные позиции во всех сегментах рынка. Правда, по последним данн

У партнеров

    «Эксперт»
    №30 (571) 20 августа 2007
    Финансовый кризис
    Содержание:
    Россия в зоне риска

    Чрезмерная зависимость от иностранных рынков капитала и слабость национальной финансовой системы делают российскую экономику уязвимой перед угрозой мирового кризиса ликвидности

    Обзор почты
    Спецвыпуск
    Русский бизнес
    Реклама