«Мы хотим, чтобы все осетины жили вместе, независимо от того, где пролегает граница, и в рамках международного права мы предпримем все усилия для этого. Осетины — единый народ», — заявил во время посещения Северной Осетии Сергей Лавров. Ранее МИД России никогда не делал подобных заявлений. Сенсационность их состоит в том, что Россия впервые недвусмысленно официально заявила о поддержке идеи воссоединения двух Осетий. Лавров не конкретизировал, каким образом это может произойти. Теоретически можно говорить о выходе Северной Осетии из состава России и присоединении ее к Грузии, а также об отделении обеих Осетий и образовании ими некоего отдельного государства. Однако фантастичность подобных сценариев всем очевидна, единственный возможный вариант — присоединение Южной Осетии к РФ.
Реакция грузинской стороны, как и ожидалось, была весьма бурной. Грузинские политики мгновенно обвинили Россию в стремлении не дать уже пошедшим на мировую северным осетинам признать власть Тбилиси. «Россия увидела, что конфликт поддается урегулированию, и то, что осетины готовы принять участие в этом процессе и жить нормально. К тому же у Лаврова присутствует личный фактор. Он никогда не скрывал, что ненавидит грузин и Грузию», — сказал «Интерфаксу» председатель комитета по внешним связям грузинского парламента Константин Габашвили.
Между тем, по мнению аналитиков, слова Лаврова имели совершенно другую цель. Министр обеспокоен тем, какое воздействие может оказать на осетинскую проблему разделение Косово на сербскую и албанскую части. «Лавров закладывает дипломатическую основу на будущее, когда эти новые тенденции станут реальностью», — объяснил слова министра в интервью «Эксперту» Михаил Александров, заведующий отделом Кавказа Института стран СНГ.