Забастовка без шансов на успех

Русский бизнес
Москва, 27.08.2007
Работники АвтоВАЗа не хотят работать за 7–10 тыс. рублей. Руководство же не может платить им 25 тыс. и при этом не обанкротить предприятие

В середине июля инициативная группа рабочих трех цехов — «Мотор-3», 46−1 и 45−2 — тольяттинского АвтоВАЗа направила руководству предприятия письмо с требованием поднять заработную плату до 25 тыс. рублей. В случае невыполнения условий рабочие грозились 1 августа остановить главный конвейер завода. Инициатором стачки выступил профсоюз «Единство» во главе с председателем Петром Золотаревым.

Золотарев объяснял требования своего профсоюза тем, что после решения о сокращении выпуска автомобилей на 6% у рабочих исчезла возможность подрабатывать во внеурочное время и по выходным за двойную оплату. По его словам, «до этого многие квалифицированные рабочие, подрабатывая, получали по 15–20 тысяч рублей. Сейчас их доходы упали в полтора-два раза».

Однако несмотря на то, что требования «Единства» так и не были удовлетворены, сама забастовка 1 августа фактически провалилась. В 10 утра работу прекратили 300 человек, в обеденный перерыв они провели митинг с требованиями поднять зарплату, после чего к работе не вернулись. Но главный конвейер забастовщики остановить не смогли. Одновременно с событиями в Тольятти в Москве у представительства АвтоВАЗа в Гороховском переулке прошел пикет в поддержку «Единства», на который собрались представители Революционной рабочей партии, Союза коммунистической молодежи, Совета рабочих Москвы и профсоюза «Студенческая солидарность».

Руководители российского автомобильного гиганта абсолютно уверены, что заявления «Единства» носят исключительно политический характер и совершенно не связаны с реальной ситуацией на предприятии. Письмо с требованием повысить зарплату подписало несколько сотен человек, тем временем в АвтоВАЗе трудится 110 тыс. Кроме того, по официальным данным, средняя зарплата на предприятии в июне составила 15,3 тыс. рублей (в июле была проиндексирована еще на 6%), а никак не 7–10 тыс., как считают представители «Единства». Представители же «Единства» предлагают не считать завышенные зарплаты руководства завода — тогда получится как раз 7–10 тыс.

Отметим также, что требование зарплаты в 25 тыс. — явный намек на лозунги, выдвинутые «Единой Россией», членами которой являются многие топ-менеджеры АвтоВАЗа, в том числе президент компании Владимир Артяков. Во время выборов в Законодательное собрание «Единая Россия» обклеила весь город плакатами с лозунгом «Зарплата 25 тысяч рублей — это реально».

14 августа руководство завода перешло в атаку. В профсоюз «Единство» поступило 26 приказов на вынесение выговоров, лишение премий и тринадцатой зарплаты в связи с невыходом на работу, а двоих, Валерия Мачихина и Алексея Виноградова, и вовсе потребовали уволить. Третий рабочий, Антон Вечкунин, раскидавший в свое время на главном конвейере листовки, тоже на грани увольнения.

Ответом стал новый призыв к забастовке. О нем Золотарев объявил в Москве 18 августа на митинге в поддержку работников АвтоВАЗа, где он заявил, что профсоюз не откажется от борьбы за права рабочих, и пригрозил руководству автогиганта новой забастовкой. После э

У партнеров

    «Эксперт»
    №31 (572) 27 августа 2007
    Постсоветские демократии
    Содержание:
    Ловушка авторитаризма

    Абсолютная победа партии «пожизненного президента» Нурсултана Назарбаева окончательно закрепила в Казахстане авторитарный режим. Однако путь этот не является гарантией стабильности. Скорее наоборот

    Обзор почты
    Реклама