Двери, открытые для инвесторов

Спецвыпуск
Москва, 10.09.2007
«Эксперт» №33 (574)
За последние годы доля налогов, собранных на территории городов, которая остается в их бюджетах, уменьшилась почти вдвое. Перед экономикой Астрахани тоже встала сложная задача — найти для города деньги. Одной из форм «подкачки» бюджета становятся инвестиционные потоки

Астрахань не избалована инвестициями. Последние несколько лет участие города в международных выставках и форумах сводилось к работе, направленной на узнавание. «Астрахань — это там, где икра, рыба и очень жарко?» — спрашивали потенциальные инвесторы и получали неожиданный ответ: «Астрахань — это место, где вы можете развивать свой бизнес, и климат у нас для этого подходящий».

— Труднее всего было изменить стереотипы, убедить инвесторов в том, что наш город — просто целинные земли для развития бизнеса, — отмечает мэр Астрахани Сергей Боженов. — Здесь почти нет таких сфер деятельности, которые не нуждались бы в инвестициях, в них заинтересованы промышленность, строительство, ЖКХ, сфера обслуживания.

Не нужно быть одаренным экономистом, чтобы понять, что самый южный город на Волге еще долгие годы будет представлять повышенный интерес для тех, кто хочет выгодно вложить капитал. Свидетельства этого лежат как на поверхности, так и глубоко под землей — в недрах Астраханского края.

Экономика растет из недр

За многие десятилетия в Астрахани, расположенной на пересечении торгово-транспортных путей, сформировалась уникальная экономическая база: портовые мощности, судостроительные и судоремонтные заводы, добывающие и перерабатывающие предприятия, научные учреждения, бассейновый радиоцентр и международные каналы связи, подразделения для метеорологического и гидрографического обеспечения дноуглубительных и аварийно-спасательных работ, санитарно-карантинного и таможенного контроля, соответствующие учебные заведения, разветвленная сеть дорог и мостов. Астраханский транспортный узел насчитывает около 700 предприятий с различными формами собственности, в его составе сотни километров железнодорожных и водных путей, автомобильных дорог. Со временем этот транспортный клубок будет лишь разрастаться. Ведь в регионе расположены крупнейшие запасы углеводородного сырья.

Какие аргументы в борьбе за инвесторов может выдвинуть Астрахань? Отвлечемся от навязчивого арбузного бренда и посмотрим на экономическую перспективу. Астрахань — это прежде всего город-порт. Здесь более 10 предприятий, строящих и ремонтирующих суда как для нужд, связанных с освоением шельфа Каспия, так и по заказам европейских судоходных компаний. Широкое развитие получает трансграничная торговля с государствами Каспийского бассейна — Казахстаном, Ираном, а известный проект трансмодального коридора Север–Юг позволяет говорить о том, что город играет основополагающую роль в становлении новой перспективной транспортной схемы, связывающей Европу со странами Юго-Восточной Азии. В регионе добывается природный газ, ведутся разработки нефтяных месторождений. В частности, в связи с открытием компанией «ЛУКойл» нефтяной провинции на шельфе Каспия к 2012 году в регионе будет добываться 50 млрд кубометров газа, 15 млн тонн нефти и около 20 млн тонн газового конденсата. Прогнозные же ресурсы в российском секторе Каспийского моря составляют 4,5 млрд тонн условного топлива.

Весь этот углеводородный Клондайк уже сейчас

У партнеров

    «Эксперт»
    №33 (574) 10 сентября 2007
    Кавказ
    Содержание:
    Кризис перепроизводства силы

    По итогам пяти лет ничем не стесненной борьбы с терроризмом Ингушетия стала самым неспокойным регионом на Северном Кавказе

    Обзор почты
    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Культура
    На улице Правды
    Реклама