Между деньгами и институтами

Общество
Москва, 10.09.2007
Рост финансирования вузов без институциональных преобразований экономически неэффективен и является барьером для модернизации системы высшего образования

Этой публикацией мы продолжаем дискуссию о высшем образовании, начатую статьей «Высшее образование: повестка 2008–2016», вышедшей в прошлом номере «Эксперта». В той статье министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко и его соавторы обозначили основные проблемы, которые необходимо решать уже в самом скором времени, и предложили способы их решения. В отличие от многих других сфер наличие системных проблем в образовании — точка консенсуса как в обществе, так и среди специалистов. Так что отправной пункт дискуссии обозначен вполне ясно. Другое дело, как проводить реформу, на что опираться и каких опасностей избегать? Тут как раз все совсем не очевидно и не однозначно.

Советский человек привык гордиться образованием. И гордость эта была оправданной, поскольку важнейшие образовательные задачи индустриальной эпохи Советский Союз решить смог: с одной стороны, была преодолена массовая неграмотность, а с другой — удалось создать эффективную систему подготовки кадров для успешного решения оборонных задач, задач освоения космоса и развития фундаментальных отраслей науки.

После краха коммунизма и начала процессов либерализации можно было предположить, что достаточно высокий уровень образования населения станет важным фактором экономического роста. Однако этого не произошло, а произошло следующее: население предъявило мощный спрос на услуги образования. Но спрос этот выражался прежде всего в требовании доступности высшего образования, запроса же на качественные сдвиги в направлении потребностей постиндустриальной эпохи почти не ощущалось, а попытки сделать образование более современным ограничивались появлением ряда специальностей (экономика, менеджмент, право, IT-технологии, сервис и т. п.).

За 90-е годы количество высших учебных заведений в стране почти удвоилось, численность студентов выросла на 80%, а профессорско-преподавательского состава — на 25%. Появились негосударственные вузы, а в государственных стало возможным платное обучение. При этом количественный рост студентов сопровождался снижением качества образования: быстро увеличивалось число студентов-заочников (см. график 1), качество обучения которых заведомо хуже; становилось больше филиалов вузов (к 2005 году на 1090 вузов приходилось 1702 филиала), обучение в которых было менее качественным, чем в головных вузах, хотя и решало социальную задачу доступности высшего образования; наконец, резко увеличилась нагрузка на каждого преподавателя, многие из них стали работать в нескольких вузах одновременно, что не могло не отразиться негативно на качестве их труда.

В таблице 1 показано место России в рейтингах по отдельным параметрам экономического и социального развития. По уровню образования РФ пока выглядит вполне прилично, по состоянию здравоохранения — значительно хуже. Индекс развития человеческого потенциала в России более или менее соответствует ее среднедушевому ВВП. Однако, по экспертным оценкам, уровень образования уже не отвечает в полной мере уровню экономического развития. Другими словами,

У партнеров

    «Эксперт»
    №33 (574) 10 сентября 2007
    Кавказ
    Содержание:
    Кризис перепроизводства силы

    По итогам пяти лет ничем не стесненной борьбы с терроризмом Ингушетия стала самым неспокойным регионом на Северном Кавказе

    Обзор почты
    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Культура
    На улице Правды
    Реклама