Пусто и темно

Наука и технологии
Москва, 10.09.2007
«Эксперт» №33 (574)
Конец лета принес очередную космологическую сенсацию — обнаружена огромная полость во Вселенной, наполненная исключительно темной материей. Впрочем, научное сообщество не торопится с окончательными выводами

Современная астрофизика с удивительным постоянством загружает новостные ленты первостатейным материалом. Очередная научная сенсация, по первым прикидкам претендующая на попадание в неформальный шорт-лист крупнейших открытий нового века, подоспела на излете лета 2007 года.

Группа американских астрофизиков под руководством профессора Лоуренса Рудника из Университета Миннесоты обнаружила «колоссальное космическое ничто», огромную дыру во Вселенной, диаметр которой составляет, по условным оценкам первооткрывателей, примерно миллиард световых лет (один световой год — приблизительно 10 трлн км).

Главная изюминка открытия состоит в том, что в этой суперпустоте, условно занимающей участок небесной сферы в созвездии Эридана, предположительно отсутствует не только обычное вещество, но и пресловутая темная материя. Иными словами, как намекают американские ученые, главная физическая составляющая Суперпустоты Эридана — это неуловимая темная энергия (космический вакуум, всепроникающее сверхслабое поле или бог знает что еще, — о природе этой субстанции ученые до сих пор фактически ничего не знают).

Растерянность большинства обывателей перед новой загадкой природы поначалу приняла весьма забавные формы. В выпуске новостей одного из российских центральных телеканалов ведущий жутко напугал зрителей, сообщив, что ученые обнаружили во Вселенной гигантскую черную дыру.

Разумеется, ни о какой черной дыре на самом деле и речи быть не могло. Ведь даже самые крупные из этих полумистических объектов, которые образуются в ядрах галактик, при огромной массе, достигающей, по некоторым оценкам, сотен миллионов солнечных масс, очень малы по своим размерам. Скажем, диаметр черной дыры, или, точнее, ее так называемого горизонта событий, в центре нашей галактики — Млечного Пути — составляет всего 150-180 млн км.

Однако и в среде специалистов-космологов сделанная американскими астрофизиками заявка на открытие также вызвала порядочный идейный разброд. Часть коллег Лоуренса Рудника с большим энтузиазмом приветствовала полученные им результаты, признав их «очень серьезными и важными». Другие же ученые, напротив, посчитали предложенную им интерпретацию слишком скороспелой или даже просто сомнительной.

Космологи темнят

Прежде чем перейти к более детальному описанию проделанной группой Рудника работы, вкратце напомним, вокруг чего, собственно, разгорелся очередной космологический сыр-бор.

Космологи сравнительно давно установили, что обычное вещество, из которого состоят все известные физике элементарные частицы, вкладывают около 5% в полную энергию (массу) во Вселенной. Кроме того, от 0,3 до 3% полной энергии (массы) Вселенной, по-видимому, следует записать на счет так называемых реликтовых нейтрино. Где же запрятаны остальные 92–95%?

Долгое время считалось, что недостающая масса приходится на долю не обнаруженной пока невидимой, или темной, материи (первым астрономом, предложившим еще в 1932 году гипотезу о существовании темной материи, был голландец Ян Оорт). О ее физических свойствах