Не «катастрофа» и не «тюфяк»

Дарья Денисова
17 сентября 2007, 00:00

Книга психолога Екатерины Мурашовой может стать первой помощью для многих проблемных детей и их отчаявшихся родителей

«Я всегда думала, что он нарочно над нами издевается. А когда он плакал и говорил, что старается быть хорошим, я отвечала: “Молчи, врун!” Если бы я раньше знала, в чем причина состояния Сережи, сколько всего можно было бы изменить, по крайней мере отношения с сыном я могла бы сохранить…» — это письмо психолог Екатерина Мурашова получила после своего выступления на радио в 1999 году. Тогда она одной из первых заговорила о гипо- и гипердинамическом синдроме — заболевании, способном полностью отравить жизнь и ребенку, и его родителям. При этом — парадокс — люди здоровые стараются его не замечать или даже упорно отрицают. Прямо по Раневской — «жопа есть, а слова нет».

Гипердинамический ребенок отличается «бестолковой» подвижностью, его ни на минуту нельзя оставить одного. Активность его «неостановима и сокрушительна», а иногда к тому же и практически круглосуточна, со сном у таких детей часто большие проблемы. Никакие увещевания на таких детей не действуют, они понимают, что делают что-то запрещенное, опасное, но попросту не могут удержаться. Они «не ходят, а бегают, “разговаривают руками” и ни минуты не могут усидеть на месте». Все это вкупе с абсолютной неспособностью сосредоточиться на чем-то сколько-нибудь продолжительное время становится по понятным причинам настоящей катастрофой, когда ребенок идет в школу.

Гиподинамический же малыш очень «удобен» — в младенчестве он хорошо ест, спит как ангелочек и не требует к себе особого внимания. Проблемы начинаются опять же в школе или в старших группах садика — его полусонное состояние раздражает взрослых. На выполнение стандартных заданий ему требуется больше времени, подвижных игр он сторонится, поскольку стесняется своей неуклюжести. Кажется, что у него нет ни целей, ни интересов; взрослые его тормошат, понукают и стыдят, ровесники, перенимая отношение взрослых, прилепляют кличку Тюфяк или Тормоз. Рано или поздно «унижения и подначки накапливаются, нервная система дает сбой, и в какой-то момент по совершенно ничтожному поводу вдруг происходит “короткое замыкание”. К ужасу родителей и учителей тихий, тормозной пацан вдруг жестоко избивает одноклассника, замахивается кулаком на учительницу, запускает стаканом в голову старшей сестре…», и неожиданный диагноз — гиподинамический синдром — приходится ставить уже психиатру.

Оба синдрома успешно мимикрируют под огрехи воспитания, что часто лишает и ребенка, и его родителей всякого шанса на моральную поддержку. Окружающие гипердинамического малыша «пребывают в неизбывной уверенности, что ребенок вполне может избавиться от всех проблем и недостатков, попросту “взяв себя в руки”, “собравшись” и т. д.». Гиподинамическому, соответственно, советуют «оторвать зад от дивана», тем более что ни гиподинамический розовощекий бутуз, ни гипердинамический «электровеник» внешне ну никак не тянут на больных. Усугубляет положение дел свойственный большинству из нас первобытный ужас перед любой «неврологией». Если ребенок, не дай бог, заболевает диабетом или астмой, родители активно ищут информацию по этому заболеванию, теребят врачей, сравнивают и выбирают методы лечения, да и окружающие, как правило, относятся с пониманием и сочувствием. Диагноз же «энцефалопатия» вызывает у окружающих отвращение, а у родителей — инстинктивное желание спрятать голову в песок. Информации мало. Лекарства давать страшно. Пожаловаться стыдно. В голове стучит: «Мой ребенок не такой, как все, — значит, я неполноценный родитель, я не справился», и мамы все глубже погружаются в разъедающее душу чувство вины, а папы прячут беспомощность и страх за истерической суровостью. Свинцовая усталость от постоянного ощущения безысходности приводит к всплескам ярости в адрес своего — любимого! — ребенка, после которых, разумеется, легче никому не становится, а большинство родителей ощущает себя, по безжалостному признанию одного папы, просто выродками. Никчемным, разумеется, рано или поздно начинает чувствовать себя и ребенок…

Книга Мурашовой — шанс найти силы посмотреть в глаза чудовищам и средства для их уничтожения. Во-первых, вы поймете, что далеко не одиноки. Одно только освобождающее чувство «узнавания», захлестывающее отчаявшегося родителя при знакомстве с историями пациентов Мурашовой, дорогого стоит. Во-вторых, по прочтении подробно, в деталях будете знать, что, собственно, происходит. Мозг ребенка получил слабые повреждения. (Из двух основных процессов нервной системы у гипердинамических детей нарушен процесс торможения, а у гиподинамических — процесс возбуждения. На интеллект это абсолютно не влияет.) Природа устроила так, что сразу же после этого запускается механизм восстановления, и это хорошо. Но это означает, что с самого начала нервная система ребенка работает с двойной нагрузкой. Наконец, автор показывает и доказывает главное — синдром вполне поддается контролю и коррекции (да, в определенных случаях медикаментозной, вернее, и медикаментозной тоже). При благополучном развитии событий «рано или поздно функции всех пораженных клеток будут “разобраны” другими, здоровыми клетками, нужные связи восстановлены», и к 14–15 годам ребенок ничем или почти ничем не будет отличаться от здоровых сверстников — отныне и навсегда. Автор подробно рассказывает, что и как нужно делать, чтобы обеспечить такое развитие событий: как заниматься с ребенком, какой ритм жизни поддерживать, как выражать свои чувства и где искать поддержку, как выбирать первую учительницу для гипо- и гиперактивного первоклассника, как предупредить проблемы и что делать, когда они появляются, как работать с детским психологом, в чем заключается эта работа и что она дает. А главное — как поддержать своего ребенка и сделать его союзником в борьбе с проявлениями синдрома.