Готовимся к рывку

24 сентября 2007, 00:00

Редакционная статья

Главные надежды на экономическое развитие России сегодня принято связывать с крупными госкорпорациями. Они же должны стать мотором технологического рывка, обеспечив нашей стране достойное место в мировом разделении труда.

В пользу этой точки зрения говорит многое. И огромные финансовые ресурсы, накопленные государством, которые оно может пустить на развитие госкорпораций. И сохраняющиеся технологические заделы, и потенциальный внутренний и внешний спрос на их продукцию. Кроме того, в России традиционно была велика роль государства — мобилизующего и модернизирующего. Так что вроде не стоит сомневаться в том, что главный вектор развития страны на ближайшее десятилетие будут задавать именно они, госкорпорации.

Тем более что в последние год-два российский частный бизнес как-то не радует амбициозными проектами, которые могли бы стать прорывными для всей страны. Казалось бы, экономика быстро растет, и для этого есть все условия. Однако отечественный бизнес вдруг как-то резко поскучнел. Перестали появляться новые яркие компании и неожиданные стратегии развития и новые яркие предприниматели (мы в деловом журнале чувствуем это особенно хорошо). Бизнес стал технологичным, от него перестали ждать сюрпризов, на него перестали возлагать надежды.

Кто-то посетует, что дело в ухудшении делового климата. И будет неправ. Нет, бизнес-климат и вправду стал суровее, но дело-то не в этом. Ведь в целом российский бизнес продолжает расти, и очень быстро. Так, в недавнем интервью «Эксперту» инвестбанкир Рубен Варданян заявил, что к 2010 году — через три года — в стране будет около 500 компаний стоимостью по три миллиарда долларов. То есть суммарная капитализация только этих, не самых крупных, компаний — останутся ведь еще «ЛУКойл», «Сургутнефтегаз», «Норильский никель» и другие — составит полтора триллиона долларов. То есть бизнес живет и развивается. Но почему-то почти никто с этим развитием не связывает свои надежды на будущее России.

Почему так происходит?

Скучность сегодняшнего бизнеса — во многом результат исчерпания той модели роста, которая обеспечивала экономический подъем с конца 1998 года. Игроки реализуют давно разработанные и запущенные проекты и программы развития. Даже запуская новые проекты, они продолжают двигаться в рамках, заданных параметрами завершающейся хозяйственной волны. Компании «доигрывают» рост. Понятно, что в этой фазе экономического цикла не стоит ждать прорыва.

Но и навсегда списывать по этой причине бизнес со счетов тоже неправильно. За спадом неизбежно последует подъем, и в этом новом цикле мы наверняка станем свидетелями невероятных историй успеха. За минувшие с момента дефолта годы в России окончательно сформировался мощный слой средних и небольших компаний, которые и двигали экономику страны. Именно эти компании создали в нашей стране принципиально новую среду обитания, сформировали внутренний потребительский рынок и обслуживающие его производства. Из этой питательной среды и выйдут будущие лидеры новой российской экономики.

Сегодняшняя незаметность российского частного бизнеса не должна вводить в заблуждение. Мы вплотную подошли к новому этапу развития капитализма в нашей стране. Если в конце 1990-х — начале 2000-х годов трудно было представить, что у нас могут с нуля возникать крупные по мировым меркам компании, то сегодня это уже не выглядит фантастикой. Сложность и развитость российской экономики, насыщенность ее капиталом и думающими на перспективу предпринимателями уже таковы, что, имея интересную бизнес-идею, можно рассчитывать реализовать ее на глобальном уровне. Возможно, пока в нашей стране нет еще условий для появления таких гигантов, как Google (хотя как знать). А вот компании чуть ниже классом в новом цикле подъема уже вполне могут появиться.

Причем появятся они именно в частном секторе. Масштабные программы, реализуемые через госкорпорации, могут способствовать общему подъему экономики, росту занятости и уровня жизни. Но по-настоящему новаторские бизнес-проекты все же появляются обычно «в гаражах», а по-настоящему качественный продукт делают закрытые частные компании, которые могут работать на перспективу, без оглядки на мнение фондового рынка и аналитиков.

Выступление же госкорпораций будем считать удачным, если они хотя бы помогут российской экономике более плавно и с меньшими потерями пройти циклическую стагнацию.