Театральная пауза

Андрей Громов
24 сентября 2007, 00:00

Публичная деятельность нового премьер-министра в первую неделю его работы в этой должности в основном свелась к созданию образа строгого и справедливого руководителя

Когда выйдет этот номер «Эксперта», состав и структура нового правительства уже будут известны. По закону на формирование нового правительства отпущена неделя. Нового премьера утвердили в пятницу 14 сентября, однако вечером в пятницу 21 сентября, когда номер сдавался в печать, никакого нового кабинета еще не было. Только заявление президента о том, что Виктор Зубков «представил ему свои предложения по структуре нового правительства и в самое ближайшее время вопрос формирования правительства будет решен».

Однако нельзя сказать, что на прошедшей неделе никаких значимых событий не произошло. Их было как минимум два. Подал в отставку зять нового премьер-министра Анатолий Сердюков, совсем недавно назначенный министром обороны. Сам Зубков провел первое заседание правительства.

На первом своем заседании Зубков показал себя руководителем строгим, но справедливым. Он сразу же показал министрам новый стиль руководства, обрушившись на них и на сотрудников аппарата правительства с критикой. Почти все министры получили свою порцию заслуженной критики. Досталось и. о. министра транспорта Игорю Левитину — за то, что он «корректирует сроки выполнения поручений президента»; министру сельского хозяйства Алексею Гордееву, у которого «рыболовные суда продолжают продавать рыбу за пределами любимой Родины»; главе Таможенной службы Андрею Бельянинову — за то, что таможенники работают в одну-две смены, а суда простаивают.

Но настоящим бенефисом строгости и справедливости стало выступление Зубкова по проблеме ликвидации последствий землетрясения на Сахалине. Он строго предупредил департаменты и аппарат, «чтобы посерьезнее занимались своими делами и контролировали принимаемые решения». «Мало что сделано — деньги до сих пор не поступили, с жилищными сертификатами ясности нет». После чего дал указание и. о. первого вице-премьера Сергею Нарышкину отправить начальника департамента экономики и финансов аппарата правительства Антона Дроздова на Сахалин — исправлять ситуацию. «Пока деньги не будут туда направлены, чтобы он там находился», — приказал Зубков. Министр финансов Алексей Кудрин — единственный, кого Зубков похвалил за четкий доклад о новом законопроекте о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем (что, возможно, объясняется тем, что его готовил сам новый премьер в бытность главой Росфинмониторинга), — после заседания правительства объяснил, что Дроздов ни в чем не виноват, а деньги в Сахалинскую область не могли быть отправлены, потому что не был представлен окончательный список аварийных домов. Впрочем, первые 800 млн рублей из федерального бюджета на ликвидацию последствий землетрясения в городе Невельске поступили в администрацию Сахалинской области уже утром следующего дня, а потому ехать Дроздову, скорее всего, никуда не придется. Скорость перевода денег впечатляюще продемонстрировала действенность строгого подхода нового премьера, а также некоторую театральность постановки про начало работы строгого и справедливого начальника.

Тот же театральный осадок оставила и история с отставкой зятя Виктора Зубкова с поста министра обороны. Выглядит все очень правильно и в высшей степени благообразно. Чтобы никому не дать заподозрить нового премьер-министра в семейственности, Сердюков решил пожертвовать собой и уйти с министерского поста. Даже несмотря на то, что формально он мог бы остаться: Закон о госслужбе запрещает ближайшим родственникам быть в прямом подчинении друг у друга, но министр обороны напрямую подчиняется не премьер-министру, а президенту. Однако при всем благородстве и пиар-эффекте все это выглядит очень странно и вызывает сомнение насчет продуманной стратегии президента.

Сердюков сменил Сергея Иванова на посту министра обороны 15 февраля — во время последней пертурбации в правительстве. Назначение это, в том числе в армии, было воспринято весьма неоднозначно. И это было нетрудно спрогнозировать: «бывший мебельщик, принципиально далекий от проблем армии и военного дела», вызывал естественное раздражение. Однако президент, очевидно понимая все это, пошел на этот шаг. А значит, имел на то свои резоны. И судя по деятельности министра за прошедшие полгода, это было действительно концептуальное и осмысленное решение. В армейских финансах — самой проблемной сфере Министерства обороны — начали происходить разительные перемены. Более того, выстроенная система руководства министерством заставила многих в армии изменить отношение к «мебельщику» — к нему начали относиться серьезно и с уважением. И вдруг — отставка, которая ставит под удар начавший реализовываться (и весьма успешно) план Путина по доведению армейской реформы до конца. Даже если на место Сердюкова придет новый министр с теми же качествами, ему снова понадобится время на создание своей команды и завоевание авторитета. Пока же Любовь Куделина — ключевая фигура в армейской финансовой системе до сердюковского периода — назначена на должность заместителя министра обороны РФ по финансово-экономической работе. У многих это вызвало подозрение, что после отставки Сердюкова эксперимент будет завершен и все вернется на круги своя.

Впрочем, президент отставку Сердюкова еще не принял, а потому не стоит торопиться ни восторгаться, ни недоумевать по этому поводу.