Во имя лавочников

Сергей Сумленный
24 сентября 2007, 00:00

Законодатели большинства европейских стран, регулируя развитие розничной торговли, встают на защиту интересов владельцев мелких лавочек.

Итальянский рынок ритейла характеризуется крайне низким уровнем концентрации. Дело в том, что вплоть до 1998 года, когда правительство Проди приняло достаточно либеральный «Закон Берсани», в стране действовало законодательство времен Муссолини, защищающее мелких торговцев и фактически запрещающее работу крупных централизованных сетей. До сих пор большинство магазинов розничной торговли, а также торговых сетей — например, Coop, Conad или Crai — организованы по принципу товариществ и строят свою экономическую политику, ориентируясь в первую очередь на привязку к конкретному региону. В итоге в Италии на душу населения приходится огромное количество торговых точек: на 10 000 жителей здесь 47 магазинов розничной торговли (в Испании — 21, в Германии и Франции — 19, в Великобритании — 13). При этом итальянские магазины существенно мельче: на 1000 жителей приходится 140 кв. м торговой площади при аналогичных показателях для Испании — 175, Германии — 205 и Франции — 240 кв. м.

После реформ 1998 года итальянский рынок розничной торговли существенно либерализовался. Так, хотя решение об открытии магазина все еще и принимается местными комиссиями по контролю за торговлей, эти комиссии не могут, как раньше, предписывать магазину, что именно ему продавать (теперь торговым точкам разрешается торговать либо пищевыми, либо непищевыми товарами).

Во Франции, несмотря на присутствие на рынке таких гигантов, как Carrefour (розничная торговля продуктами питания), Decathlon (спорттовары) или La Redoute (доставка товаров на дом), рынок розничной торговли до сих пор остается крайне фрагментированным. На мелкие и средние независимые магазины приходится 91% от числа существующих в стране торговых точек, они же обеспечивают 50% оборота розничной торговли.

Французское государство жестко регулирует расширение торговых сетей. Если до середины семидесятых годов прошлого века для открытия нового магазина требовалось лишь разрешение на строительство здания, то с 1974-го открытие новых магазинов подпало под действие закона о защите прав собственников мелких торговых точек. С этого момента в каждом департаменте была создана зональная комиссия по контролю за коммерческим строительством. Зональные комиссии принимают решение о разрешении (или отказе в разрешении) строительства магазина площадью более 1500 кв. м. Структура каждой комиссии установлена законодательно: она состоит всегда из 20 членов, девять из которых представляют интересы магазинов (при этом семеро должны быть владельцами мелких лавок), два члена — интересы покупателей и еще девять членов — органы местной выборной власти (обычно это мэры городов департамента). Поскольку два голоса покупателей почти всегда отдаются за открытие сетевого магазина, а семь голосов мелких лавочников — против, огромное значение приобретают девять мэрских голосов, что зачастую дает повод для коррупционных скандалов. Так или иначе, ежегодно комиссии одобряют не более 40% поступающих к ним заявок. Однако в случае отказа инвестор имеет право обратиться с апелляцией в министерство торговли.

Германский рынок розничной торговли также не принадлежит к числу самых централизованных в Европе. Так, если в Великобритании три крупнейшие сети ритейла контролируют 47% рынка, то в Германии три крупнейшие сети занимают 41% рынка. Весьма значима доля дискаунтеров (Lidl, Aldi, Penny), владеющих 24,5% рынка.

Соседствующие муниципальные образования часто стараются переманить к себе крупные магазины, стремясь расширить свою налоговую базу. Так, округ Майн-Таунус, располагающийся к северу от Франкфурта, дал в свое время разрешение на постройку крупнейшего на тот момент в Германии торгового центра, что привело к банкротству целого ряда супермаркетов в северных и даже западных районах города. В свою очередь, власти Франкфурта разрешили в этом году открытие торгового центра IKEA — многие мебельные в соседних городках оказались на грани банкротства.

Правда, на руку мелким лавочникам закон о регулировании часов работы торговых точек. Немецкие магазины (за исключением лавочек — булочных, киосков на заправках, вокзалах и в аэропортах) не имеют права работать в воскресенье, а также открываться до 8 часов утра и закрываться после 20 часов вечера.