«Иркут» летит на гражданку

Алексей Хазбиев
заместитель главного редактора журнала «Эксперт»
1 октября 2007, 00:00

Ему достался сложный бизнес — чтобы удержаться на рынке, «Иркут» должен существенно изменить структур своего производства

Президент «Иркута» Олег Демченко — в полном смысле слова человек из народа. Перед тем как встать у руля крупнейшей частной авиастроительной корпорации России, он прошел все ступеньки служебной лестницы — от мастера цеха до генерального директора яковлевского ОКБ. В первые пореформенные годы эта фирма едва сводила концы с концами. Гособоронзаказ приближался к нулю, опытное производство стремительно деградировало, конструкторы целыми отделами уходили в бизнес. На этом фоне другие российские производители боевых самолетов — «Сухой» и МиГ — жили прямо-таки по-королевски. Исполняя крупные экспортные контракты с Индией и Малайзией, фирмы Сухого и Микояна тратили сотни миллионов долларов на модернизацию истребителей четвертого поколения Су-27 и МиГ-29.

У Демченко ничего этого не было. Единственная конкурентоспособная разработка ОКБ Яковлева — учебно-боевой Як-130 — в то время существовала лишь на бумаге и требовала многомиллионных дополнительных затрат. Тем не менее Олег Демченко умудрился продать чертежи прототипа Як-130 итальянской компании Aeromacchi. Чем руководствовались итальянцы, заключая эту сделку, до сих пор остается загадкой. Во всяком случае, создать конкурента Як-130 по этим чертежам они так и не смогли. Зато яковлевцам итальянские миллионы пришлись как нельзя кстати. ОКБ не только продолжило разработку своего нового самолета, но даже смогло изготовить несколько опытных образцов.

Впрочем, кардинально изменить ситуацию в фирме сделка с итальянцами все равно не могла. ОКБ Яковлева развивалось слишком медленно. И Олег Демченко это прекрасно понимал. Поэтому, когда в 2003 году главный акционер «Иркута» Алексей Федоров предложил ему объединить компании, Демченко сразу согласился. «Иркут» выкупил контрольный пакет акций яковлевской фирмы, превратив таким образом эту компанию в свою дочернюю структуру. Поступок Демченко Алексей Федоров не забыл — и после своего назначения в ОАК сделал все возможное, чтобы кресло президента «Иркута» занял бывший руководитель яковлевского ОКБ.

В новой должности Олегу Демченко предстоит сделать то, что не успел Алексей Федоров: диверсифицировать производство и увеличить к 2013 году долю гражданской продукции в общем объеме продаж до 50%. Несмотря на то что портфель заказов «Иркута» превышает 5,5 млрд долларов, корпорация, по сути, остается заложником одного продукта — истребителя Су-30МК. «Иркут» практически полностью зависит от спроса на эти самолеты на внешнем рынке. На них приходится почти три четверти от общего объема продаж компании. Спрос на тяжелые истребители российского производства в мире пока еще достаточно высок, их с удовольствием покупают Индия, Малайзия, Алжир, Венесуэла и Индонезия. По прогнозам американской исследовательской компании Teal Group, в ближайшие семь лет Россия поставит различным государствам около 200 самолетов типа Су-30 на общую сумму около 10 млрд долларов. Но это, судя по всему, последние деньги, которые можно получить от продаж боевых самолетов семейства Сухого. Уже в начале следующего десятилетия истребители четвертого поколения семейства Су-30 начнут вытесняться с рынка либо новыми американскими машинами пятого поколения F-35, либо старыми F/A-18, которые в массовом порядке будут списываться из рядов ВВС США и продаваться по демпинговым ценам. В России же темпы работ над истребителем пятого поколения не позволяют надеяться на ощутимый результат в обозримое время. Так что диверсификация производства для «Иркута» — единственный шанс обеспечить поступательное развитие в среднесрочной перспективе.

В сегменте военной авиации «Иркут» сделал ставку на выпуск Як-130. Этот самолет в нынешнем году будет принят на вооружение наших ВВС, кроме того, он имеет неплохой экспортный потенциал. Несколько месяцев назад 16 учебно-боевых Як-130 закупил Алжир. Всего же потенциал продаж этой машины оценивается в две тысячи штук.

А в области гражданской авиатехники «Иркут» до последнего времени основные надежды возлагал на массовое производство самолетов-амфибий Бе-200. Но спрос на этот уникальный лайнер оказался исчезающе мал. Семь самолетов Бе-200 закупило МЧС России, еще один лайнер удалось сдать в краткосрочный лизинг правительству Португалии для тушения пожаров. Поэтому сейчас Олег Демченко делает ставку на выпуск компонентов для самолетов Airbus и создание нового российского среднемагистрального самолета МС-21. В течение ближайших десяти лет общий объем выполненных «Иркутом» заказов в интересах Airbus превысит 1 млрд долларов. Корпорация уже поставляет в Европу конструкции передней стойки шасси, килевые балки, закрылки и каркасы пола секций фюзеляжа для A320. Этот контракт для «Иркута» имеет стратегическое значение. По словам Олега Демченко, производство компонентов для иркутской корпорации — новое, но очень перспективное направление бизнеса. В России производить комплектующие втрое дешевле, чем на Западе. Правда, пока наши предприятия экспортируют авиакомпонентов всего на 70–80 млн долларов, при том что мировой рынок подобной продукции оценивается в 100 млрд долларов. Статус поставщика Airbus, несомненно, усилит позиции «Иркута» в мировом гражданском самолетостроении и может стать базой для новых заказов.