Крутой вираж

Алексей Грамматчиков
обозреватель журнала «Эксперт»
1 октября 2007, 00:00

От торговли металлом к руководству автомобильной компании — таков путь главного акционера и топ-менеджера «Северсталь-авто» Вадима Швецова

Нынешний глава крупного российского автопроизводителя — компании «Северсталь-авто» Вадим Швецов родился в 1967 году в одном из металлургических центров России — городе Череповце. Здесь же сразу после средней школы он начал свою карьеру на советском металлургическом гиганте — Череповецком металлургическом комбинате (ЧМК). После окончания в 1992 году Московского института стали и сплавов по специальности «Электропривод и автоматизация промышленных установок и технических комплексов» Вадим Швецов вернулся на комбинат, где был начальником отдела по работе с молодежью.

Недолго поучив молодежь, энергичный Швецов уже через год получает должность коммерческого директора, а затем генерального директора компании «Северсталь-инвест», специализирующейся на продаже произведенной на комбинате продукции. В этом качестве апогей деятельности Швецова пришелся на период серьезных преобразований ЧМК, на базе которого в середины 90-х начала создаваться империя Мордашова — группа «Северсталь». Молодой и энергичный менеджер не остался незамеченным на предприятии, и за короткий срок он взлетает по карьерной лестнице до директора по продажам ОАО «Северсталь». Здесь Швецову удалось создать и отладить систему продаж всего Череповецкого металлургического гиганта. А в конце 90-х Мордашов максимально приблизил Швецова к себе, сделав первым заместителем генерального директора «Северстали».

В 2000 году именно Швецов стал инициатором приобретения компанией «Северсталь» Ульяновского автомобильного завода и Заволжского моторного завода, и весной 2002 года на базе этих активов было создано ОАО «Северсталь-авто». Следующий шаг Швецова — получение полного контроля над созданным им детищем. В феврале 2007 года он официально объявил, что если раньше ему и Мордашову принадлежали соответственно 8,7 и 49,3% акций ОАО «Северсталь-авто», то теперь он приобрел 58% акций этой компании, общая стоимость которой, по словам основного акционера, около 1 млрд долларов.

Сейчас под руководством Швецова «Северсталь-авто» развивается весьма динамично. Она вывела на рынок новую модель российского внедорожника UAZ Patriot и начала реализацию ряда крупных проектов с иностранными партнерами: SsangYong, FIAT и Isuzu. Помимо Ульяновского автомобильного и Заволжского моторного заводов компания развивает производственную площадку ОАО ЗМА в Татарстане и заканчивает строительство нового автомобильного завода на территории особой экономической зоны в Елабуге, где будут производиться автомобили Fiat (запуск запланирован на конец 2007 года).

Сегодня в сферу управления Швецова входит все, что связано со стратегией компании: общие направления развития, перспективные продукты, ориентиры по рыночному позиционированию, стратегические партнерства и так далее. Швецов лично курирует развитие всех новых проектов — запуск новых автомобилей и производственных площадок — и следит за работой ключевых подразделений от закупок до продаж и маркетинга.

Инициативой Вадима Швецова стало приглашение в компанию в качестве независимых директоров известных иностранных топ-менеджеров из General Motors и других компаний. «Я считаю, нам очень нужно перенимать зарубежный опыт управления автомобильными компаниями, и меня лично многому учат крупные западные специалисты», — неоднократно публично заявлял генеральный директор «Северсталь-Авто». «Вадима Аркадьевича очень трудно вывести из себя, он скорее тонко даст понять, что вы не правы, чем сорвется на крик», — делятся сотрудники компании в приватных беседах. Кроме того, многие из них отмечают, что Швецов открыт новым идеям и креативным решениям: «Если у вас есть новые идеи, то с ними смело можно идти к Швецову в кабинет, любые, даже самые смелые предложения он всегда внимательно и с интересом выслушает». Характеру Швецова соответствует и хобби — дайвинг, езда на гоночных мотоциклах и пилотирование самолетов.