Тони Майер, нынешний глава компании «Вимм-Билль-Данн», приходит на работу в 6.20 утра. В 6.40 сотрудники компании получают от него первые звонки и эсэмэски. Так начинается рабочий день в крупнейшей в стране продовольственной корпорации. До прихода Майера в ВБД компания развивалась по другим правилам.
Основатели «Вимм-Билль-Данна» Давид Якобашвили, Гавриил Юшваев и Сергей Пластинин с момента создания компании в 1992 году построили продовольственную империю, включающую в себя десятки молочных заводов, несколько соковых предприятий, несколько сельхозпредприятий, разветвленную систему дистрибуции и увесистый продуктовый портфель. В конце 90-х ВБД стал безоговорочным лидером на рынке молочных продуктов питания: ближайшие конкуренты по объему выручки отстают в разы.
В 2002 году акционеры разместили на Нью-Йоркской фондовой бирже 40% акций своей компании. Тогда капитализация ВБД оценивалась в 1 млрд долларов. Однако управлять такой махиной становилось все сложнее. Если выручка компании росла на 30% в год, то и без того низкая прибыль продолжала падать. Котировки акций ВБД на Нью-Йоркской бирже в 2005 году скатились до исторического минимума 11,5 доллара за штуку. Акционеры стали вести переговоры с европейским лидером молочной отрасли французской компанией Danone о продаже ей ВБД. Однако сделка так и не состоялась. Компания нуждалась в реструктуризации и эффективном менеджменте, который имел бы опыт уже не в строительстве империй, а в создании механизмов ее эффективного функционирования. Таким менеджером мог стать Тони Майер.
Тони Майер пришел в «Вимм-Билль-Данн» весной 2006 года из Coca-Cola, где он отвечал за деятельность компании в 11 странах Восточной и Западной Европы, включая Россию. На своем прежнем посту Майер управлял бизнесом с оборотом 3 млрд долларов. Коллеги в Coca-Cola отзывались о Майере как о жестком, но последовательном менеджере, который ставит интересы компании выше личных. Именно такой профессионал понадобился акционерам — основателям молочно-сокового гиганта, который последние два года демонстрировал далеко не лучшие финансовые результаты.
Бывший топ-менеджер Coca-Cola с энтузиазмом откликнулся на предложение акционеров «Вимм-Билль-Данна»: «Работа в “Вимм-Билль-Данне” для меня личный вызов, возможность реализовать накопленный опыт развития крупных компаний. У акционеров компании нет такого опыта, зато они смогли создать крупный бизнес с миллиардным оборотом с нуля, чего я, например, делать не умею». Майер начал свою работу в компании с усиления команды ключевых менеджеров. Он убедил прийти в «Вимм-Билль-Данн» Сильвио Поповича и Гранта Уинтертона, до этого возглавлявших, соответственно, украинское и российское подразделения Coca-Cola. Попович стал руководителем подразделения «Напитки», испытывавшего наибольшие трудности. За последние годы «Вимм-Билль-Данн» утратил лидерство на рынке соков, уступив его «Лебедянскому» и «Мултону». Восстановление прежних позиций на соковом рынке — одна из главных задач, стоящих перед Майером. В прошлом году он пообещал, что вскоре ситуация с соковым бизнесом ВБД начнет меняться к лучшему и уже в конце 2007-го — начале 2008 года компания будет отвоевывать как минимум по 1% рынка в год. По итогам первого полугодия ВБД впервые за последние два года продемонстрировал рост продаж в сегменте «Напитки» на 40,8% — аналитики восприняли это как первый ощутимый сигнал о выздоровлении сокового бизнеса компании.
Грант Уинтертон был приглашен Майером для того, чтобы усилить эффективность маркетинга компании — именно за слабый маркетинг и неэффективные расходы на рекламу часто ругали ВБД. Уинтертон стал директором по маркетингу и инновациям ВБД, тем самым взяв под свой контроль и разработку новых продуктов — во многом за счет них Майер намерен серьезно повысить рентабельность компании. В частности, любимое направление Майера, с которым он связывает будущее ВБД, является детское питание. Это стремительно развивающийся и самый успешный бизнес компании, прежде всего благодаря сильному бренду «Агуша». Руководить этим подразделением Майер позвал Гари Собела, который возглавлял Dirol в России, а до этого более 12 лет проработал в подразделениях P&G по всему миру.
Следующим шагом нового CEO компании стало резкое снижение издержек. В частности, было принято решение консолидировать несколько десятков юридических лиц в две-три компании, что позволило существенно сэкономить на обслуживании многочисленных юристов, а также снизить эффективную ставку налога. Штат компании сократился на 2,5 тыс. человек. Майеру удалось получить контроль над расходами компании, в результате чего показатель EBITDA у ВБД начал заметно расти. В первом полугодии 2007 года он увеличился до 147,2 млн долларов, что на 40,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Встав на путь сокращения издержек, компания не отказалась от приобретений. В 2006 году под руководством Майера ВБД совершил ряд крупных покупок — был приобретен крупнейший омский производитель молочных продуктов «Манрос-М», а затем московский завод «Очаково» — один из крупнейших в стране. Кроме того, ВБД купил Сургутский гормолзавод, Обнинский молочный завод, предприятие «Молка» в Ангарске (Иркутская область), Первоуральский гормолзавод. Политику в области приобретений Майер формулирует так: мы обращаем свой взор на сложившиеся предприятия, которые производят адекватный продукт и имеют лояльную покупательскую аудиторию.
Майер очень много времени проводит в поездках по России и странам, где у компании есть предприятия: Украине, Узбекистану, Киргизии. Непременная часть любой командировки — так называемый store checking. Прилетев в другой город, Тони может внезапно отложить встречи и прямиком из аэропорта направиться осматривать местные магазины. Там он изучает, насколько хорошо представлена продукция «Вимм-Билль-Данна» на полках, как представлены конкуренты. Майер добивается, чтобы продукцию ВБД можно было найти в любой торговой точке: и в роскошных столичных супермаркетах, и в сельмагах сибирской глубинки. Одна из любимых поговорок Майера: «Произвести продукт — это еще не бизнес, главное — продать».
За два года работы Тони Майера в ВБД капитализация компании выросла более чем в четыре раза и превысила 5 млрд долларов. По итогам первого полугодия 2007 года выручка увеличилась на 40,5%, до 1 148 млн долларов, а чистая прибыль выросла на 46,7%, до 65,8 млн долларов. Майер рассчитывает, что к 2010 году компания вырастет в три раза, а ее выручка достигнет 4 млрд долларов, что поставит ее в один ряд с такими гигантами, как Danone и Nestle.
Развитие «Вимм-Билль-Данна» показывает, что в нашей стране все-таки возможно создать большую эффективную компанию. За счет чего? Централизация активов и системы управления холдингом, жесткий контроль издержек, ставка на инновационные продукты, подчинение производства сбыту. Однако в ВБД все знают и другой ответ: главный локомотив преобразований в компании — это дикая работоспособность их шефа и его желание добиться предельной эффективности от каждого человека и бизнес-процесса.