Контрольно-ревизионное правительство

Тема недели
Москва, 01.10.2007
«Эксперт» №36 (577)
Новое правительство России должно создать ощущение позитивных изменений при максимальном сохранении прежнего курса

Спустя несколько дней после неожиданной смены главы правительства стало очевидно, что новый премьер Виктор Зубков если и узнал о своем грядущем назначении раньше других, то не намного. Во всяком случае, все его слова и действия показывали, что ни своей программы, ни подобранной команды у него нет. Более того, ничто не говорило о том, что программа и команда есть у президента. В такой ситуации радикальные изменения в структуре и кадровом составе правительства вряд ли были возможны. Однако, следуя максиме из моэмовского «Театра» — «не брать паузу без необходимости, но если уж взял ее, то держи как можно дольше», — Владимир Путин сумел разыграть интригу со сменой правительства с максимальным эффектом.

В итоге президент удивил всех, ничего радикально не поменяв (кроме очевидной отставки Михаила Зурабова, никакие прогнозы не сбылись, а слухи не подтвердились). И возможно, в этом и состояла основная задача — создать ощущение позитивного оживления в политике при минимальных изменениях по существу. Первое должно создать максимально благожелательный фон для передачи власти в марте следующего года и плацдарм для введения в большую политическую игру новых фигур (это не означает, что именно Зубков будет следующим президентом, Путин до последнего оставляет за собой «свободу кадровых решений» и каждым шагом не проясняет ситуацию, а закручивает интригу). Второе обусловлено желанием ничего не испортить и не нарушить общий ход экономической и политической жизни. Структурная реформа способна на несколько месяцев парализовать деятельность правительства, как это уже было в 2004 году, а большое количество новых людей в правительстве могло сильно ударить по сложившемуся балансу сил во власти. К тому же слишком значительные изменения в правительстве снизили бы и пиар-эффект — внимание публики (населения, элитных групп, западных наблюдателей) не должно рассеиваться, оно должно быть сконцентрированным и направленным.

Из всего этого не следует, что смена правительства вообще не касалась никаких содержательных задач; скорее те содержательные задачи, которые ставились, являются побочными или, еще точнее, отдельными от общей пиар-парадигмы, в которой происходила смена правительства. Эта содержательная парадигма условно может быть названа контрольно-ревизионной. Создание базы для дальнейшего развития видится на данном этапе как разбор финансовых завалов на наиболее острых участках, а потому эффективный министр сегодня — это не концептуальный деятель, не профильный специалист и тем более не политик, а профессиональный финансист.

Зять остается

Итак, в понедельник 24 сентября после эффектной многочасовой паузы (все ждали объявления в 17.00, но оно последовало лишь в 23.30) мы наконец узнали состав нового правительства. Все ограничилось заменой трех министров, перераспределением некоторых функций между МЭРТом и Министерством регионального развития, учреждением двух новых ведомств (Роскомрыболовство и Роскоммолодежь) и незначительным повышением министра финансов Алексея Кудрина в

У партнеров

    «Эксперт»
    №36 (577) 1 октября 2007
    Правительство
    Содержание:
    Контрольно-ревизионное правительство

    Новое правительство России должно создать ощущение позитивных изменений при максимальном сохранении прежнего курса

    Эксперт 400
    Реклама