Пивная отрасль задает стиль

Наталья Литвинова
1 октября 2007, 00:00

Президент ОАО «Пивоваренная компания “Балтика”» Антон Артемьев одним из первых на отечественном потребительском рынке решил сложную задачу объединения разрозненных предприятий в единый холдинг

Антон Артемьев, океанолог по специальности, стал президентом ОАО «Пивоваренная компания “Балтика”» в мае 2005 года. С 2000 года он являлся исполнительным вице-президентом основного акционера «Балтики» — компании ВВН (она была создана для работы на рынке стран Восточной Европы и купила контрольный пакет акций «Балтики» в 1993-м. В настоящее время ВВН владеют датская Carlsberg Breweries и британская Scottish & Newcastle plc в равных долях). А до того, с 1992-го по 2000 год, Артемьев возглавлял российский операционный отдел в консалтинговой компании Bossard Consultants (с 1998 года — Gemini Consulting), был консультантом «Балтики» по привлечению инвестиций.

Несмотря на покупку «Балтики» компанией ВВH, бизнес двух компаний первое время развивался параллельно. «Балтикой» управлял Таймураз Боллоев. В 1997 году началась региональная экспансия «Балтики» — был приобретен контрольный пакет акций завода «Донское пиво» в Ростове-на-Дону. В октябре 2000 года «Балтика» установила контроль над заводом «Тульское пиво». Параллельно создавалась сеть сбытовых подразделений в регионах. В конце 2000 года было закончено строительство крупнейшего в России солодовенного завода «Суффле-Санкт-Петербург», построенного «Балтикой» совместно с французской фирмой Groupe Soufflet. Еще один солодовенный завод открыт в 2004 году на предприятии «Балтики» в Туле. Уже в конце 90-х «Балтика» стала самым продаваемым пивным брендом в стране. В 2003–2005 годах началась активная работа по перестройке системы продаж «Балтики» — формировалась федеральная сеть торговых представителей, охватившая всю страну, включая Сибирь и Дальний Восток. К 2005 году представленность продуктов «Балтики» в магазинах была самой высокой из всех потребительских товаров — около 97%. Все это позволило компании прочно занять лидирующее место на пивном рынке России.

В то же время ВВН развивал собственную экспансию в регионы: начиная с 1996 года были сформированы три крупных актива пивоваренной отрасли — «Ярпиво» (заводы в Ярославле и Воронеже), «Пикра» (завод в Красноярске), «Вена» (заводы в Питере и Челябинске).

Для того чтобы повысить эффективность работы всех своих активов в России, ВВН решил включить их в «Балтику». Именно это объединение и стало первоочередной задачей для г-на Артемьева, который был назначен президентом «Балтики» в 2005 году. Этот сложный процесс, не имеющий пока аналогов на российском рынке, занял у Артемьева почти два года, и сегодня компания пожинает первые плоды своих усилий. Синергетический эффект от слияния уже позволил «Балтике» сэкономить 80 млн долларов на расходах в области закупок, логистики и перекрестного производства, а также более высокой загрузки мощностей. Продажи увеличились на 20% при росте рынка 7–10%. Сегодня ВВН занимает около 37% пивного рынка России, обогнав ближайшего конкурента Sun Interbrew более чем на 15%. Капитализация компании в РТС на конец лета 2007 года — 7,51 млрд долларов — самая высокая среди отечественных потребительских компаний. При этом инвестиционные проекты «Балтики» продолжаются — компания начала строить новый завод в Новосибирске, инвестиции в него составят более 130 млн евро.