Шоколадный лидер и полосатая фабрика

Сергей Скрипников
1 октября 2007, 00:00

Приход Александра Изосимова из Mars в российский телеком — самый смелый и самый удачный эксперимент в индустрии. Он проторил дорогу в отрасль и другим специалистам потребительского рынка

Феноменальная карьера Александра Изосимова вполне могла бы лечь в основу романа «Финансист», будь Теодор Драйзер нашим современником. В начале восьмидесятых выпускник физико-математической школы, поступив на экономический факультет МАИ, переезжает из Якутска в Москву. Будучи студентом-аспирантом, Изосимов входит в число основателей отделения AIESEC, международной ассоциации студентов. Именно в это время где-то в недрах знаменитой международной консалтинговой компании McKinsey рождается идея эксперимента: найти через AIESEC нескольких россиян для работы в своих европейских представительствах и посмотреть, как они проявят себя на ниве консалтинга. Выдержав едва ли не десяток интервью, Изосимов с успехом проходит конкурс. Так аспирант Александр Изосимов покидает МАИ, получив должность младшего консультанта в стокгольмском офисе McKinsey.

После нескольких лет работы McKinsey направляет перспективного консультанта учиться в одну из наиболее престижных бизнес-школ — INSEAD, половина выпускников которой обычно продолжает работу в качестве консультантов. В 1995 году, ближе к окончанию учебы, Александр оказывается на распутье. Несмотря на то что McKinsey оплатила Изосимову обучение, у него остается возможность покинуть компанию. А возвращаться в консалтинг он уже не хочет. «Работают там на износ, а я и так замучился», — вспоминает Изосимов. Кроме того, McKinsey платила своим консультантам куда меньше, чем, например, инвестбанкиры. Но уходить в скучный мир финансов Изосимов все же не стал. «Консультанты, например, сначала говорят об интересной работе, а уже потом переходят к вопросам оплаты. А инвестиционные компании с этого начинают: мы платим, платим и платим... Чтобы там работать, надо быть очень одержимым деньгами». Так что, закончив INSEAD, Александр переезжает в лондонский офис McKinsey.

Как оказалось, ненадолго. Спустя полгода, уже в 1996 году, он наконец возвращается в Москву. В России Изосимов занимает пост менеджера по бизнес-планированию компании Mars. Годом позже он становится финансовым директором и директором по продажам в ее московском представительстве, а к 2001 году — президентом по странам СНГ, Центральной Европы и Скандинавии.

Следующий шаг в карьере Александра Изосимова — приход на пост президента «Вымпелкома» в 2003 году — можно считать самым смелым и одновременно самым удачным экспериментом в российском телекоме, хотя западный рынок к тому времени уже давно двигался в этом направлении. Например, в начале 90-х после ухода Стива Джобса из Apple спасать компанию доверили Джону Скалли, до этого руководившего PepsiCo. Но Александр Изосимов, бывший консультант и «продавец» шоколадных конфет, ничего не понимающий в сотовых технологиях, поначалу вызывал скепсис у игроков российского рынка.

Было и еще одно опасение. Изосимов когда-то учился в одной школе с генеральным директором компании «Альфа-телеком» (которая, как и норвежский Telenor, была основным совладельцем «Вымпелкома») Алексеем Резниковичем, а затем и работал вместе с ним в McKinsey. Так что назначение Изосимова многие восприняли как приход ставленника «Альфы». «Норвежцы очень хотели иностранца, а “Альфа” — русского, — вспоминает Николай Прянишников, один из старожилов “Вымпелкома”, ныне вице-президент компании. — Изосимов оказался идеальным кандидатом: консультант-международник, с большим финансовым и маркетинговым опытом. Его предложила “Альфа”, но он не был человеком компании. Не исключено, что Telenor согласился, когда узнал, что жена Александра — шведка», — улыбается Прянишников.

Изосимов смотрел на новые задачи как на вызов. «Вся разница в том, что телефоны не едят», — говорил тогда он. Буквально за полгода он разобрался во всех закавыках сотового бизнеса, так что связистские формулировки про таймслоты и контроллеры базовых станций отлетали от зубов, будто он знал их со студенческих времен.

Новый президент радикально изменил и «Вымпелком», и бренд «Билайн». Именно при нем компания начала активную экспансию в СНГ: его первой покупкой стал казахстанский оператор «Кар-Тел», за которым последовали приобретения в Таджикистане, Узбекистане, на Украине, в Грузии и Армении. Через полтора года после своего прихода в «Вымпелком» Изосимов проводит крайне рискованный ребрендинг компании, перекрасив «Билайн» из привычного сине-белого в вызывающе яркий желто-черный. Ребрендинг оказывается успешным, и вот уже лидер рынка МТС повторяет его шаги. Изосимов первым из сотовых лидеров ставит задачу стать сервисной компанией мирового уровня. За время его работы в «Вымпелкоме» капитализация компании вырастает с 4,5 более чем до 28 млрд долларов. В 2005 году Изосимов входит в совет авторитетной международной Ассоциации GSM, встав в один ряд с грандами мировой телеком-индустрии.

Николай Прянишников отмечает в Изосимове три качества, отличающих его стиль управления: демократизм, интеллектуальный метод и международный взгляд на бизнес. Изосимов, по его словам, не «строит» своих подчиненных, а формирует из них дружную команду, которую затем развивает и мотивирует. Во-вторых, он отчетливо видит будущее и может объяснить, как к нему идти. Но это не интуиция мечтателя, а трезвый расчет аналитика. «Он постоянно думает, раскладывает, анализирует, строит концепции и проверяет их на крепость своим интеллектом», — объясняет Прянишников.

Недавно Александр Изосимов исполнил свою давнюю мечту об идеальной компании, перевезя «Вымпелком» в новый офис, где, как и когда-то в Mars, царит тотальный open space, где все на виду. «Отсутствие стен ускоряет коммуникацию, помогает информации “путешествовать”, перетекать из одного отдела в другой», — объясняет Изосимов, даже свой кабинет выстроивший из стекла. Судя по всему, таким же прозрачным он все последние годы делает и бизнес своей «полосатой фабрики».