У него получилось

Алексей Грамматчиков
обозреватель журнала «Эксперт»
1 октября 2007, 00:00

Сергей Когогин сумел вывести из предбанкротного развала КамАЗ. Опыт, влиятельность и поддержка руководства Татарстана пока позволяют сохранять самостоятельность вверенного ему актива

Карьера пятидесятилетнего топ-менеджера КамАЗа Сергея Когогина — типичный образец трудового пути советского управленца: «от рабочего до директора». После восьмого класса школы он поступил в Казанский авиационный техникум и после его окончания в 1976 году пошел работать фрезеровщиком на Казанский моторостроительный завод. В 1982 году Сергей Когогин оканчивает физический факультет Казанского государственного университета, возвращается в родной город Зеленодольск и начинает работу на предприятии «Эра» (производство изделий из пластмасс). Позже он переходит на Зеленодольский машиностроительный завод, где за пять лет работы преодолевает все ступени управления — от рядового инженера до директора завода. В 32 года Когогин становится одним из самых молодых директоров крупных предприятий в Татарстане.

Поработав на этом посту, Когогин решает идти во власть — в 1994 году он занимает кресло главы администрации Зеленодольского района. Здесь он зарекомендовал себя как грамотный управленец: сумел поддержать существующие в районе оборонные предприятия, разработал ряд важных социальных программ. На посту главы района Когогина заметило руководство Республики Татарстан. Считается, что именно тогда Когогин сблизился с президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым, который приезжал с визитом в передовой район.

В 1999 году Когогин был назначен вице-премьером, министром экономики и промышленности республики. Ему поручили курировать авиастроение и нефтехимический комплекс. Помимо этого в сферу ответственности нового вице-премьера вошла задача реструктуризации долгов КамАЗа, который в те годы находился в глубоком кризисе. Когогин быстро вошел в курс дела и предложил ряд действенных мер по выводу завода из кризисного состояния.

В 2002 году Когогина при поддержке Шаймиева назначили генеральным директором КамАЗа. Следует отметить, что Сергей Когогин вполне оправдал возложенные на него ожидания. Крупный машиностроительный монстр, состоящий из 14 самостоятельных заводов, за годы управления Когогина пошел на поправку. За последние пять лет выпуск машин на предприятии почти утроился (в этом году будет выпущено 53 тыс. автомобилей), стоявшее на грани банкротства предприятие сейчас имеет капитализацию 1,2 млрд долларов, а треть автомобилей поставляет на экспорт.

Наблюдатели отмечают, что наиболее эффективными оказались усилия нового директора в направлении реструктуризации основных активов КамАЗа, когда все финансовые потоки не варятся в одном котле предприятия, а четко распределяются по дочерним структурам, занимающимся выпуском запчастей, двигателей, надстроек на шасси и т. д. Кроме того, директору удалось реформировать дилерскую сеть, где царила неразбериха и почти анархия. Наконец, на самом высоком уровне, чуть ли не с участием Владимира Путина, в свое время Когогину удалось реструктурировать долги предприятия, выданные ранее рядом крупных банков.

Стиль руководства Когогина работники компании оценивают как «умеренно жесткий». Большинство отмечает способность генерального директора лавировать между интересами руководства Татарстана и федеральных властей. Жесткость Когогина особенно наглядно проявилась в выступлениях против приватизации КамАЗа и его возможного поглощения «Рособоронэкспортом», о чем активно говорят последние несколько лет.

Можно также отметить, что Когогин сегодня является одним из самых востребованных управленцев в отрасли. В конце прошлого года в прессе активно ходили слухи о том, что руководство «Рособоронэкспорта» предлагает Когогину возглавить находящийся на грани серьезного кризиса АвтоВАЗ. В конце концов Когогин признался, что такое предложение ему поступило, однако в неофициальной форме. При этом, впрочем, он заявил, что не намеревается покидать КамАЗ и «речь может идти лишь о той или иной форме участия в управлении обоими предприятиями».