Владимир Петрович Евтушенков, главный акционер АФК «Система» (имеет 62,1% акций), в отличие от многих предпринимателей, начинавших свой бизнес в начале 90-х, по-прежнему занимается оперативным управлением корпорацией. В его приемной, когда Евтушенков в Москве, постоянно сидит масса менеджеров, он их запускает к себе прямо партиями, по пять штук. Тем для бесед много, ведь до сих пор Владимир Петрович, например, единолично принимает важные кадровые решения.
Но в столице бывает Евтушенков не часто. Сейчас он рыщет по всему миру, причем разыскивает не только объекты для инвестиций, но и пытается уловить новые предпринимательские тренды. Денег после чреды IPO его компаний у него сейчас гораздо больше, чем идей.
Евтушенкова нельзя назвать талантливейшим предпринимателем, но и образ крепкого хозяйственника ему тоже не подходит. Хотя таковым он мог стать запросто — Владимир Петрович начинал в команде Лужкова, с 1990 года — председатель Московского городского комитета по науке и технике (эта должность, кстати, дала ему доступ к первым активам). Московские телекоммуникации тогда были такой же чиновничьей делянкой, как, например, стройкомплекс. Но он сумел упаковать их в рыночную оболочку и отодвинуться от мэра, при этом не рассорившись с ним.
Впрочем, строгую иерархичность в отношениях Евтушенков сохранил уже и в своей компании. На этапе становления бизнеса это было оправданно, но сейчас все больше и больше усложняет жизнь корпорации. Несколько десятков компаний из мира связи, ИТ, розницы, строительства, туриндустрии, медицины и проч. по-прежнему тщательно контролируются из центра, а их топ-менеджмент тратит большую часть своего драгоценного времени на выяснение отношений внутри корпорации. И звездные личности, которых так любит привлекать Евтушенков, сразу теряются и пропадают в этом запутанном мире под названием АФК «Система».
Внешние связи удаются Владимиру Петровичу гораздо лучше. Удаляться от ставших ненужными чиновников и при этом сохранять с ними нормальные отношения — одна из удивительных способностей Евтушенкова, которая много раз помогала ему в бизнесе. Может быть, предпринимательского чутья ему и не хватает, но политическую конъюнктуру он чувствует очень точно. И отдаление от Лужкова стало лишь первой пробой.
Начало путинских времен ознаменовалось тем, что в Минсвязи пришла новая команда во главе с Леонидом Рейманом. А телекоммуникации с флагманской МТС и тогда, и сейчас составляют львиную долю бизнеса Евтушенкова. Поняв, что у Минсвязи есть один любимый сотовый оператор, «Мегафон», Евтушенков не стал искать там счастья и переметнулся на проекты с МЭРТом. Но в отличие от третьего конкурента, «Вымпелкома», он не вступил в открытый бой с Рейманом, а сохраняет нейтралитет.
В моду вошло слово «инновации» — и вот Евтушенков уже здоровается с главой Минобрнауки, его сотрудники выступают на всевозможных инновационных форумах. Конечно, операторы связи «Системы» оказывают высокотехнологичные услуги, но то, что производится на заводах дочерних компаний, хайтеком можно было назвать только в прошлом веке. Но это никого не смущает.
Началось дело ЮКОСа — о Евтушенкове стали сразу говорить как о единственном олигархе, не имеющем сырьевых активов. Правда, потом он купил акции башкирского ТЭКа. Но это было уже в 2005 году.
Теперь все говорят об оборонке. И Евтушенков готов обслуживать оборонный заказ. Какие-никакие, а предприятия электроники у него есть. И отнюдь не в умирающем состоянии. В компании умеют изготавливать столь полюбившиеся президенту РФ радиолокационные станции — на последней, под Питером, он даже побывал в августе. А еще впереди российская система спутниковой навигации ГЛОНАСС, для которой «Система» уже выразила готовность производить оборудование.
Впрочем, все политические отношения давали Евтушенкову скорее чувство уверенности в завтрашнем дне, чем огромные преференции в бизнесе. Большинство компаний «Системы» работают на массовых конкурентных рынках, здесь на одной политике денег не сделаешь. А капитал у Евтушенкова все растет.
В этом-то и состоит предмет его забот последнего времени. С одной стороны, он не потерял мечту сделать из «Системы» настоящую хайтек-компанию. С другой, как заметил один из его партнеров, «он на проекты объемом меньше миллиарда долларов не смотрит». А настоящие инновационные технологии зачастую требуют денег меньше на порядок или даже на два. Но кроме денег нужно еще терпение и бережный подход, а этим управленческая пирамида «Системы» никогда не славилась.