Не надо «лимонов»

Спецвыпуск
Москва, 15.10.2007
Запрещение института аккредитации банками страховых компаний может погубить сверхперспективный рынок. Выход есть: предложить прозрачные и эффективные стандарты оценки и отбора страховщиков — по финансовой устойчивости, опыту работы и профессионализму

Последние несколько месяцев и страховой, и банковский рынки взбудоражены вопросом «сговора» страховщиков и банков. Решительные действия Федеральной антимонопольной службы уже привели к тому, что банки в массовом порядке пересматривают свои отношения со страховыми компаниями, а страховщики расталкивают друг друга локтями, стремясь «покаяться» перед ФАС раньше своих конкурентов в надежде избежать крупных штрафов. Каждый день появляются сообщения о добровольном отказе от «неконкурентной практики». Среди осознавших свои ошибки — практически все лидирующие компании и ряд крупных банков. Получается, все они нарушали законы, действовали во вред клиентам?

Единства мнений относительно того, как разрешить возникшую коллизию и на каких принципах выстраивать взаимодействие банкам и страховым компаниям, нет ни в профессиональном сообществе, ни среди чиновников. Споры продолжаются. Почему же столь значительно внимание к этому вопросу?

Страхование рисков, связанных с банковскими программами, — хит сезона. Этот рынок страховщики называют одним из наиболее перспективных. И не зря. Темпы роста удивляют даже привыкших к рекордам аналитиков. Рынок автокаско при автокредитовании испытывает настоящий бум: его объем, по оценкам «Эксперта РА», в 2006 году составил 16,3 млрд рублей и в 2011-м может достигнуть 68,5 млрд. Рынок страхования жизни и здоровья при потребительском кредитовании в 2006 году составил 4,0 млрд рублей, а рынок ипотечного страхования за аналогичный период — 1,7 млрд. Темп прироста собираемой премии по этому сегменту страхового рынка в 2006 году по отношению к 2005-му составил 240% (!). Очевидно, к 2011 году объем рынка страхования рисков, связанных с ипотекой, превысит объем рынка страхования жизни и здоровья при потребительском кредитовании. Так, по оценкам «Эксперта РА», по ипотечному страхованию в 2011 году может быть собрано 10,8 млрд рублей премии, а по страхованию жизни и здоровья при потребительском кредитовании — 9,6 млрд. И это еще сверхконсервативный прогноз! Общая величина взносов страховых компаний, связанных с банковским кредитованием, в 2006 году составила порядка 1 млрд долларов. Мы ожидаем, что в 2010 году объемы взносов превысят 2 млрд долларов (см. график).

Динамика и перспективы сектора не могут не радовать. Однако уже второй год идет обсуждение, насколько рыночными и конкурентными принципами руководствуются его участники. Сговор, завышение тарифов, кэптивность, навязывание клиенту условий — вот лишь часть обвинений, звучавших в адрес банков и страховщиков со стороны прессы и госорганов.

Обитель зла

Обратимся к истории вопроса. Какие экономические механизмы стоят за проблемой отбора страховщиков банками? Аккредитация — явление сложное. С одной стороны, банк, отбирая отдельные страховые компании для работы по страхованию залогов, заботится об интересах своих клиентов и, таким образом, о своей собственной выгоде. Фактически речь идет о том, что клиент, приходя в банк, покупает продукт совместный — банка и страховой компании. В этой с

У партнеров

    «Эксперт»
    №38 (579) 15 октября 2007
    Инфляция
    Содержание:
    Тени глобальных катаклизмов

    Россия импортирует с глобальных рынков не только товары и капитал, но также инфляцию и проблемы с ликвидностью. Отсутствие мощной системы предложения продовольствия и финансовых ресурсов делает страну слишком уязвимой по отношению к перипетиям мировой конъюнктуры

    Наука и технологии
    Реклама