По законопроекту референдум не может быть проведен по вопросам, требующим внесения поправок в Конституцию, в федеральный бюджет, изменения законодательства. А также по введению, отмене или освобождению от уплаты налогов, изменению финансовых обязательств государства, изменению финансового, валютного, кредитного и таможенного регулирования, денежной эмиссии, ратификации и денонсации международных договоров РФ, статуса и защиты государственной границы РФ, по вопросам войны и мира.
Авторы законопроекта единороссы Валерий Гребенников, Александр Москалец и будущий космонавт Владимир Груздев считают, что ничего особенного в их предложениях нет. Формально они выполняют постановление Конституционного суда от 21 марта, который запретил выносить на референдум «изменение внутренних финансовых обязательств государства». Москалец напомнил, что если кто-то желает изменить какой-то закон, то он вполне может записаться на прием к депутату и объяснить ему, какая именно поправка нужна. Депутат поправку внесет и без референдума. А если ЦИК откажет кому-нибудь в инициативе референдума, то инициатор имеет право обратиться суд и решение оспорить. Кроме того, авторы законопроекта отмечают, что теперь Центризбирком будет иметь куда более четкие критерии для рассмотрения вопроса о допустимости проведения референдума по той или иной проблеме.
Критерии и вправду выходят четкие: никакого референдума ни по какому значимому поводу проводить нельзя. Теперь правом что-нибудь менять в законах и устройстве страны обладает только «Единая Россия», имеющая конституционное большинство в нижней палате парламента (маловероятно, что ситуация изменится после грядущих выборов). Она единственная и может теперь принимать законы практически по любым вопросам. Отменяя референдум, депутаты исходили из благородного желания максимально обеспечить стабильность и неизменность властной системы, однако по сути заложили базу будущей дестабилизации и революционных изменений.