Темные воды анимации

Культура
Москва, 15.10.2007
«Эксперт» №38 (579)

С 25 сентября по 6 октября на борту теплохода «Тарас Шевченко» прошел XIV Международный фестиваль анимационных фильмов «Крок». Передвижной мультипликационный конкурс проследовал через Одессу, Ялту, Севастополь, Херсон и Запорожье, а торжественное закрытие состоялось в Киеве.

«Крок» — уникальное явление в анимационной фестивальной жизни. Хотя бы потому, что нигде в мире нет смотра, который проходил бы не на суше, а на корабле. «Единственный в мире водоплавающий фестиваль», как заметил президент фестиваля с российской стороны знаменитый режиссер Эдуард Назаров.

Вроде бы просто организационное решение, а налагает отпечаток на саму фестивальную жизнь: демонстрация мультфильмов оттеняется красотой крымских пейзажей, легкой качкой на волнах, ярким солнцем и расслабленным полуотпускным настроением обитателей корабля. Можно было бы сказать, что полноценно отпускным, если бы не одно «но». Российско-украинский показ прилично котируется в мировом анимационном движении, и это придает некоторое напряжение размеренной жизни теплохода. Призы и дипломы фестиваля — реальное признание уровня работы. Даже простое попадание фильма в конкурсную программу «Крока» уже говорит о соответствии определенному (высокому) стандарту качества.

В этом году для отбора на фестиваль поступило более шестисот анимационных работ; в конкурсную программу вошло 156 из них. Надо сказать, конкурсная программа «Крока» — одна из самых длинных в мире, что порядком усложняет работу жюри, зато облегчает жизнь всем остальным пассажирам мульткорабля: где еще за десять дней можно снять сливки с мировой авторской анимации? Возможность эта более всего интересна, пожалуй, нашим аниматорам: «Крок», опять-таки, единственный международный конкурс авторской анимации на постсоветском пространстве, на который присылаются работы практически всеми значимыми студиями и режиссерами и который входит в ограниченное число смотров высокого уровня, каких в мире — не больше десятка (во главе стоит фестиваль в Анси, анимационный аналог «Оскара» и Канна). Так что плотно соприкоснуться с работой зарубежных коллег, не выезжая при этом далеко за пределы России, «наши» могут лишь здесь.

В этом году российская часть программы фестиваля была достаточно сильно урезана. Впрочем, представители селекционной комиссии фестиваля уверяли «Эксперт», что дело не в снизившемся качестве (наоборот, именно в последние годы можно утверждать, что отечественная анимация снова стала живым, сильным и ярким явлением). Российское участие в конкурсной программе было уменьшено сознательно — в пользу представителей других стран, дабы соблюсти принципы международности смотра. Кстати, на фестивале были не только работы из стран — лидеров авторской анимации (например, Франции, Канады, Британии и США), но и фильмы из Ирана, Индии, Аргентины, ЮАР и других обособленных, невзирая на глобализацию культуры, анимационных школ.

Если для режиссеров из стран СНГ и Балтии фестиваль — отличная «выставка достижений мирового анимационного хозяйства», то для заинт

У партнеров

    «Эксперт»
    №38 (579) 15 октября 2007
    Инфляция
    Содержание:
    Тени глобальных катаклизмов

    Россия импортирует с глобальных рынков не только товары и капитал, но также инфляцию и проблемы с ликвидностью. Отсутствие мощной системы предложения продовольствия и финансовых ресурсов делает страну слишком уязвимой по отношению к перипетиям мировой конъюнктуры

    Наука и технологии
    Реклама