Расти и расширяться

Спецвыпуск
Москва, 22.10.2007
«Эксперт» №39 (580)
Объем рынка факторинга в первом полугодии 2007 года составил 7,3 млрд долларов, а во втором полугодии этот результат удвоится. Между тем лидеры уже расширяют горизонты, объявляя факторинг лишь частью более емкого рынка commercial finance

Как показали результаты исследования рынка факторинга за первое полугодие 2007 года, объем требований, фактически уступленных российским факторам, составил порядка 7,3 млрд долларов. Это несколько ниже, чем результат второго полугодия прошлого года. В 2006 году оборот российских факторов достиг 11 млрд долларов, и теперь, для того чтобы показать 200% роста и обеспечить в 2007 году оборот в 22 млрд долларов, участникам рынка во втором полугодии должно быть уступлено как минимум 14,7 млрд долларов. А это вдвое больше, чем оборот за первые шесть месяцев года.

Однако, обратившись к динамике предшествующих лет, мы увидим, что объем уступленных требований делится между полугодиями примерно в соотношении 1:2 (см. график 1). Мы считаем данную пропорцию устойчивой, так как подобное распределение объема уступаемых факторам денежных требований в течение года является следствием сезонных колебаний спроса на товары их клиентов — оптовых поставщиков. Например, объем спроса на товары народного потребления (их поставщики составляют значительную часть клиентской базы российских факторов) резко возрастает перед новогодними праздниками. Высокой покупательской активностью характеризуются и осенние месяцы.

Для оправдания прогнозов о ежегодном удвоении факторам необходимо в первом полугодии повторить результат предшествующего, а в оставшиеся месяцы компенсировать слабую динамику первого полугодия удвоением объема уступленных требований. Если такой сценарий реализуется и в текущем году, то план по объему факторинговых сделок будет выполнен.

Малые очаги большого роста

В первом полугодии, когда загруженность по части продаж не слишком высока, факторы имеют возможность заняться качественным развитием своего бизнеса. Они создают новые продукты и маркетинговые программы их продвижения, отрабатывают технологии, налаживают отношения с партнерами, в том числе с агентами и инвесторами, а также активно расширяют свою деятельность в регионах. Здесь их основной потенциальный клиент — малый и средний бизнес: по количеству компаний, обслуженных факторами, доля регионов* значительно выше, чем по объему денежных требований, уступленных региональными компаниями (см. график 2). Однако с ростом объема поставок небольших региональных предприятий доля оборота факторов в регионах также будет увеличиваться.

Уже в первом полугодии 2007 года мы видим уменьшение доли оборота, приходящейся на предприятия крупного бизнеса, до 40,9% (в 2006 году — 44,2%) в пользу компаний — представителей малого и среднего бизнеса, соответственно до 16,1 и до 43% (в 2006 году — 14,4 и 41,5%). При этом структура рынка по числу обслуженных факторами компаний различных размерных классов практически не изменилась, что свидетельствует о росте оборота малых и средних предприятий, получающих факторинговое обслуживание (см. график 3).

Факторинг с подгонкой по фигуре

По мере смещения интереса факторов в сегмент малого и среднего бизнеса будет несколько реструктурирована факторинговая продуктовая линейка. Например, с позици

У партнеров

    «Эксперт»
    №39 (580) 22 октября 2007
    Съезд КПК
    Содержание:
    Вечно вместе с партией

    Коммунистическая партия Китая становится более открытой и понятной для общества, но ее роль внутри страны меняться не будет. Дискуссия по этому поводу, осторожно начатая в Китае в начале правления Ху Цзиньтао, свернута и более невозможна

    Спецвыпуск
    Обзор почты
    Русский бизнес
    Реклама