Французский жених для российской невесты

Русский бизнес
Москва, 22.10.2007
РЖД и Трансмашхолдинг (ТМХ), похоже, присмотрели себе нового стратегического партнера. Французский холдинг «Альстом» готов к полной передаче России технологий строительства высокоскоростных поездов

В начале сентября произошло важное событие, большинством СМИ не оцененное по достоинству. Компания «Российские железные дороги» (РЖД) объявила о покупке за 120 млн долларов четырех поездов «Пендолино» у французской машиностроительной группы «Альстом». На первый взгляд ну что тут такого особенного? Подумаешь, четыре поезда — закроют проблему всего-то на одном участке, железнодорожном сообщении от Питера до Хельсинки (с поставкой «Пендолино» путь может сократиться с нынешних пяти с половиной до трех часов).

На самом деле стоит смотреть глубже. Россия стоит в начале пути огромной и серьезной модернизации подвижного состава. Многие миллиарды, если не десятки миллиардов, долларов будут потрачены на это в ближайшие годы, что следует из программы развития, недавно принятой РЖД. Но до последнего времени не было ясно, потратят ли эти деньги с максимальной пользой: будет ли закупка вагонов и поездов у европейских производителей сопровождаться локализацией производства (то есть закупкой технологий и строительством соответствующих машиностроительных заводов в России) или нет. Предыдущий опыт заключения соответствующих договоров с германским концерном «Сименс» показал, что, скорее всего, нет. Небольшой контракт с французским «Альстомом» говорит о том, что РЖД сейчас перестали видеть в не готовом к серьезной локализации производства в России «Сименсе» единственного и ключевого партнера. РЖД ясно показывают всем, что скорее будут работать с теми, кто готов к экспорту технологий и переносу производств. И «Альстом» здесь значится в первых рядах. Поэтому, видимо, совсем скоро следует ждать появления именно этой компании в капитале одной из российских машиностроительных групп.

«Сименс» не катит

Два года назад, еще при Геннадии Фадееве, РЖД заключили контракт с «Сименсом» на поставку не менее 60 высокоскоростных поездов — тех, которые в состоянии развивать скорость более 250 км в час. Цена контракта (почти 2 млрд долларов) тогда казалась не очень высокой. Особенно в свете обещаний «Сименса» разместить производственные мощности в России и передать отдельные технологии российской стороне.

Однако, как оказалось, контракт был не таким выгодным, как его хотел представить германский концерн. Чтобы понять это, обратимся сначала к скоростной классификации. «Альстом», например, разделяет свою продукцию так. Высокоскоростными (high speed trains) эта компания называет поезда, которые в состоянии передвигаться со скоростью 200–250 км в час по обычному железнодорожному полотну. Составы со скоростью 250–360 км в час компания выделяет в группу сверхвысокоскоростных (very high speed trains). Для их использования необходимо строить специальное железнодорожное полотно (известно, например, что первые поезда, двигавшиеся по обычному полотну со скоростью 300 км в час, поднимали в воздух весь гравий с путей). Старый контракт РЖД с «Сименсом» предусматривал поставку как раз сверхвысокоскоростных поездов, однако при этом не был привязан к программе строительства под них новых путей. Фактич

У партнеров

    «Эксперт»
    №39 (580) 22 октября 2007
    Съезд КПК
    Содержание:
    Вечно вместе с партией

    Коммунистическая партия Китая становится более открытой и понятной для общества, но ее роль внутри страны меняться не будет. Дискуссия по этому поводу, осторожно начатая в Китае в начале правления Ху Цзиньтао, свернута и более невозможна

    Спецвыпуск
    Обзор почты
    Русский бизнес
    Реклама