Расчет на диверсификацию

Дмитрий Уклонов
22 октября 2007, 00:00

Развитие инфраструктуры привлечет на Сахалин и «несырьевых» инвесторов. В этом уверен новый глава администрации острова Александр Хорошавин

— Александр Вадимович, ваше назначение произошло сразу после землетрясения в Невельске. В результате трагедии люди остались без крыши над головой. Понятно, что сейчас ваша работа в большей степени сконцентрирована на этой насущной проблеме. Что конкретно вы делаете?

— Первая и самая главная задача сегодня — обеспечить потерявших кров людей нормальным жильем. При этом мы никого не будем насильно переселять из города, равно как и насильно оставлять в нем. Возможность выбора — получить жилье в Невельске или в любой другой точке Сахалина или России — будет у каждого. Вторая задача — необходимо не только восстановить экономический потенциал Невельска, но и приумножить его и дать людям, верящим в возрождение города, возможность работать и достойно жить. Необходимо реанимировать экономику на основе развития здесь рыбопромышленного комплекса. Может быть, стоит даже задуматься над формированием в городе особой экономической зоны. Очень хочется подчеркнуть особое внимание к проблемам невельчан федерального центра. Это внимание — лишнее подтверждение нового курса российской власти, повернувшейся лицом к Дальнему Востоку, курсу исправления ошибок прошлых лет.

— Какие уроки вы как губернатор извлекли из этой трагедии?

— Считаю, что одна из важнейших задач на ближайшее время — организация в области антисейсмического жизнеустройства. К вопросам безопасности наших жителей надо подходить максимально ответственно и максимально жестко. Помимо программы сейсмоукрепления, которая, к сожалению, сегодня практически не работает, надо развернуть широкомасштабное строительство дешевого комфортного и сейсмически безопасного жилья, создав качественно новую инфраструктуру поселений — усадебную урбанизацию. Я не оговорился, жилье должно быть комфортным, сейсмически устойчивым, и хотелось бы, чтобы оно было максимально дешевым.

— Сахалин, несмотря на положение одного из лидеров экономики Дальнего Востока, регион с высокими рисками инвестирования. Тем не менее огромные инвестиции в область идут, но пока только в шельфовые проекты. Чем вы планируете заинтересовать инвесторов, чтобы они пришли в другие отрасли, в том числе и не связанные с сырьем?

— Для этого нам нужно сначала решить ключевые проблемы, которые сдерживают инвестиционный процесс на острове. Во-первых, речь идет о развитии транспортной инфраструктуры — перестройке сахалинской железной дороги на общесетевую ширину, строительстве автомобильной дороги Южно-Сахалинск—Оха, модернизации аэропорта областного центра и реконструкции морского порта Шахтерск. Если мы все это сделаем, привлекательность региона для инвесторов с точки зрения транспортной доступности значительно вырастет.

РЖД уже ведет разработку обоснования инвестиций в строительство железнодорожной линии с материка на Сахалин с тоннелем через пролив Невельского. То же самое касается и модернизации железной дороги. Как закончат, мы оформим инвестиционную заявку в Минтранс и Минэкономразвития. Решение этого вопроса жизненно необходимо, ведь прямое железнодорожное сообщение Сахалина с материком позволит снизить издержки при перевозке грузов и сократить время доставки.

Второе инфраструктурное направление — развитие энергетики. Особенности этой отрасли на Сахалине — ее технологическая изолированность от ОЭС Востока, коммунально-бытовая направленность, высокий уровень износа основных фондов, необходимость реконструкции основного генерирующего и сетевого оборудования, разделение на отдельные энергорайоны внутри области, а также наличие изолированных энергоузлов на Курильских островах и в других местах, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним. В энергетике имеется много проблем, решение по которым откладывается из года в год из-за недостатка финансирования. В том числе из-за отсутствия достаточной инвестиционной составляющей в тарифах — это приведет к росту тарифов для потребителей, а их уровень на сегодняшний день и так достаточно высок. Потребность в капитальных вложениях в развитие электроэнергетики до 2020 года оценивается почти в 46 миллиардов рублей.

Отдельное внимание — развитию инфраструктуры Курильских островов. Еще в прошлом году была принята профильная федеральная целевая программа. До 2015 года предусмотрено финансирование дорог, аэропортов, морских портов и энергетики. Объем средств, предусмотренный программой, составит более 2,4 миллиарда рублей, из которых почти 50 процентов будут направлены на строительство новых объектов. Данный факт, кстати, позволит сахалинским строителям получить объемы и заработать.

— Каковы в целом перспективы развития экономики Сахалина? За счет чего область будет развиваться в ближайшие десятилетия?

— Мы рассчитываем в дальнейшем на диверсификацию экономики. Речь идет о развитии дополнительных сфер экономики наряду с динамично работающими отраслями. Пока основу экономического роста составляет добыча нефти и газа. В перспективе мы рассчитываем на существенный рост объемов добычи углеводородов на шельфе на фоне сокращения их добычи на суше, а также за счет выполнения геологоразведочных работ на участках «Сахалин-3», 5 и 6 и, как следствие, увеличения ресурсной базы на шельфе. Но перспективы развития нефте- и газодобычи на шельфе Сахалина, Камчатки и Магадана в совокупности с накопленным сахалинским опытом НК «Роснефть» требуют превращения нашего нефтегазового комплекса из регионального в межрегиональный и создания на Сахалине центра по переработке углеводородов на дальневосточном шельфе.

Сегодня мы рассматриваем вопрос строительства газохимического комплекса с объемом инвестиций в 100 миллионов долларов, который будет включать в себя газоразделительный завод, заводы по производству метанола и полимеров (полиэтилена, полипропилена). Другим перспективным проектом может стать строительство на Сахалине собственного нефтеперерабатывающего завода. Строительство НПЗ средней мощности два-три миллиона тонн сырой нефти в год позволит отказаться от дорогостоящего завоза нефтепродуктов с материка, а возможно, и экспортировать часть продукции.

Что еще? Уголь. Нам нужна транспортная инфраструктура для организации поставок угля за пределы области. Главный проект здесь — реконструкция порта в Шахтерске, включающая строительство угольного терминала мощностью три миллиона тонн угля в год на первом этапе и до шести миллионов тонн в год в перспективе. Проектная стоимость составляет 482 миллиона рублей, срок ввода — полтора года с момента начала финансирования. Прорабатываем вопрос о строительстве железнодорожной ветки Ильинск—Углегорск, чтобы обеспечить работу транспортной схемы независимо от ледовой обстановки в Углегорском и Шахтерском портах через незамерзающие порты Холмск и Корсаков.

На разрезе «Солнцевский» мы планируем довести мощности по добыче угля до 4,5 миллиона тонн в год. Думаем над тем, чтобы построить предприятия по углехимической переработке бурых углей в Углегорском районе (уже заключен договор на разработку технико-экономического обоснования инвестиций). Первый этап — это создание опытно-промышленных линий по углехимической переработке бурого угля в пределах 60 тысяч тонн в год. Второй этап — строительство и ввод основных производственно-технологических линий по переработке бурого угля до одного миллиона тонн в год с выпуском полного проектного ассортимента товарной продукции (полукокс, бензин или дизельное топливо, химически чистая сера). Указанные работы требуют вложения больших финансовых средств, поэтому одна из самых главных задач — привлечение инвестиций, в этом направлении и идет работа. В целом же угледобычу на острове мы планируем переориентировать на экспорт.

— А как насчет туризма на Сахалине, каковы перспективы этой отрасли?

— Это новое для нас, но не менее перспективное направление. В администрации области уже разработана программа развития туризма до 2010 года. В область пошли финансовые средства из федерального бюджета на спортивно-туристический комплекс «Горный воздух». Уже сейчас освещение горнолыжных трасс в вечернее время — визитная карточка Южно-Сахалинска. И в ближайшем будущем этот комплекс, отвечающий самым современным требованиям и как спортивный, и как туристический объект, будет привлекать туристов на Сахалин.

Мы занимаемся благоустройством Южно-Сахалинска, преобразуя областной центр в современный, чистый и уютный город, что очень важно с точки зрения туристической привлекательности, ведь наши гости в первую очередь прибывают в столицу острова и осматривают ее достопримечательности. Здесь возводятся не просто гостиницы, а целые мегакомплексы с соответствующей инфраструктурой, причем в лучших местах. Новые предприятия торговли и общественного питания заметно выделяются стильной архитектурой и разнообразным сервисом. Крупномасштабная реконструкция произведена в исторически уникальном здании японского периода — Краеведческом музее, а вновь созданный изысканный ландшафтный дизайн прилегающей территории притягивает сотни горожан и гостей области.

Активно идет реализация проекта «Остров Монерон», изюминки нашего туризма, который уже известен далеко за пределами острова и постепенно завоевывает устойчивый статус туристического бренда. Успешно реализуется проект строительства туристического комплекса «Аквамарин» на побережье Охотского моря. В перспективе проекты «Сахалинская каторга» — организация туристской зоны, реконструированной под каторжную среду сахалинской жизни конца XIX века, «Реконструкция Муравьевского поста» — создание ландшафтно-музейного исторического комплекса под открытым небом, «Национальная деревня» — туристско-развлекательный комплекс, ориентированный на национальные традиции.

Заслуживает внимания проект возрождения туристических поездов по Сахалину, когда любой житель в выходные дни может воспользоваться увлекательной экскурсией по живописным местам. И конечно, наши уникальные Курильские острова, которые могли бы стать туристической Меккой. Использование минеральных источников Курил с их лечебно-оздоровительным эффектом позволит обеспечить развитие туризма, ориентированного как на россиян, так и на иностранцев. Строительство туристско-рекреационных комплексов на базе источников, отвечающих требованиям международных стандартов, несомненно, увеличит количество туристов. Но здесь первостепенная задача — это решение устойчивого транспортного сообщения.

— Как в связи с этим вы оцените экологические проблемы, возникающие при реализации шельфовых проектов? Как снизить их негативное воздействие на природу?

— Все нефтегазодобывающие компании, работающие на острове, обязаны безусловно соблюдать экологические требования, заложенные в проектных решениях. Самое главное, что нужно сделать, — обеспечить готовность к чрезвычайным ситуациям, прежде всего к ликвидации разливов нефти при ее транспортировке. Для этого на острове создается единая система предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. Компания «Эксон Нефтегаз Лтд.» в 2006 году согласовала и утвердила в МЧС России планы предупреждения и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов для этапа эксплуатации. (В этой компании в прошлом году произошло семь случаев разливов нефти, связанных с эксплуатацией вновь введенных объектов по добыче.) Затраты на закупку оборудования ЛАРН (ликвидация аварийных разливов нефти. — «Эксперт») в 2005–2006 годах составили свыше восьми миллионов долларов — это суда, боновые заграждения, нефтесборные системы, насосы и прочее. Оборудование ЛАРН размещено на двух базах хранения — на береговом комплексе подготовки «Чайво» на Сахалине и терминале «Де-Кастри» в Хабаровском крае. По проекту «Сахалин-2» компания «Сахалинская Энергия» имеет утвержденный в установленном порядке план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов для комплекса «Витязь» и осуществляет разработку соответствующих планов ЛАРН для этапа эксплуатации.

Особое внимание мы уделяем обращению с отработанными буровыми растворами и буровым шламом при ведении буровых работ. Во многом благодаря усилиям администрации области при ведении буровых работ на морских акваториях Охотского моря компании либо утилизируют буровые отходы на берегу, либо закачивают в подземные пласты.

Не обходится без проблем строительство трубопроводов. Проверками территориальных управлений Ростехнадзора, Росприроднадзора и Россельхознадзора отмечаются случаи ведения работ по строительству переходов через водные объекты с отступлениями от согласованных проектных решений и условий лицензий на водопользование. Например, в водоохранных зонах размещаются отвалы грунта, допускается неорганизованный сток загрязненной взвешенными веществами воды в русло рек и ручьев. Складирование излишков грунта по трассе магистральных трубопроводов проекта «Сахалин-2» произведено в несанкционированных местах, не в полном объеме выполнены работы по технической и биологической рекультивации. Хочу отметить, что проблема размещения грунтов, изъятых при прокладке трубопроводов по проекту «Сахалин-2», до настоящего времени не решена и требует более пристального внимания со стороны руководства компании «Сахалинская Энергия».

Выгоды от реализации сахалинских нефтегазовых проектов для России и Сахалинской области, Дальневосточного региона несомненны. Именно такие проекты способны развить экономику и энергетику отдаленных и северных российских регионов, приблизить их уровень к общероссийскому. Но при этом очень важно соблюдение экологических требований.