Дружными усилиями отдельных лиц

Политика
Москва, 22.10.2007
«Эксперт» №39 (580)
Местная власть в системе российской государственности — октябрьские муниципальные тезисы

В решении президента РФ возглавить партийный список «Единой России» на предстоящих в декабре парламентских выборах есть один аспект, которому до сих пор достаточного внимания не уделялось. Шаг, сделанный президентом, продолжает наметившуюся линию перевода работы государственного механизма из аппаратного режима в режим собственно политический.

В принципе все государственные дела можно решать исключительно с помощью аппарата. В этом немало преимуществ: единая воля исполняется по всей стране единообразно и неукоснительно, не срабатывающие шестерни и ремни аппаратного механизма быстро меняются. Так хорошо действовать во времена кризисные, требующие быстрых и эффективных решений, и тогда, когда задача локальна. Расширение круга задач, а также переход страны от кризисного состояния к устойчивому развитию ставят предел аппаратному управлению. Чтобы добраться с управленческих высот до самого низа, до конкретных повседневных дел во всем их разнообразии, аппарат пришлось бы увеличить до невероятных масштабов. Госслужащие, количество которых возрастает в геометрической прогрессии, хотят иметь достойный уровень жизни, который государство не может им обеспечить. Так создается база для возникновения коррупции, преодолеть которую не смогут никакие специально учрежденные ведомства. Массовая коррупция, в свою очередь, ложится тяжелым бременем на экономику, которая замедляет развитие и приходит к стагнации.

Именно потому, что чисто аппаратное исполнение государственных дел имеет свои пределы, человечество изобрело постоянно действующие партии и то, что мы именуем «собственно политическим режимом». Этот вариант деятельности государства — через массовые политические партии — имеет определенные минусы в сравнении с аппаратным. Он требует значительно больше времени, потому что предполагает выборы, партийные собрания, съезды и прочие мероприятия. Кроме того, все члены партии хотят понимать суть проводимой политики — в отличие от аппарата, основанного по образу и подобию армии. Это значит, что политический режим работы государства предполагает наличие идеологий, перспективных планов, их отстаивания в открытых общественных дискуссиях. Потребуются люди, умеющие объяснять понятно, но вполне научно, а не кликуши, впадающие в популизм.

Но если все это будет достигнуто, то окупится сторицей. Ведь государственная политика обретает в лице партий и общественных организаций, ее поддерживающих, массу волонтеров. Эти люди занимаются государственными делами не для того, чтобы заработать, а по убеждению. Они проводят государственную линию (в случае победы их партии, разумеется) повсеместно: на своих рабочих местах, в муниципальных органах власти, на каждом предприятии, в каждой фирме и в каждом городском дворе. Нанять столько аппаратных работников невозможно — это разорило бы страну. Но можно заинтересовать людей перспективами, если убедить их, что, помогая всем, они смогут помочь себе.

Аппаратчик vs политик

Еще в 2001 году отечественные политические элиты, похоже, начали сознавать,

У партнеров

    «Эксперт»
    №39 (580) 22 октября 2007
    Съезд КПК
    Содержание:
    Вечно вместе с партией

    Коммунистическая партия Китая становится более открытой и понятной для общества, но ее роль внутри страны меняться не будет. Дискуссия по этому поводу, осторожно начатая в Китае в начале правления Ху Цзиньтао, свернута и более невозможна

    Спецвыпуск
    Обзор почты
    Русский бизнес
    Реклама