В ДФО входит девять регионов России. В трех из них — новом Камчатском крае, Амурской и Сахалинской областях — в этом году произошла смена губернаторов. И вряд ли федеральный центр на этом остановится. Ведь новые губернаторы, к тому же избранные на свои посты по представлению президента России, нужны центру не только для того, чтобы укрепить вертикаль власти и обеспечить безоговорочную победу «Единой России» на выборах в Госдуму, но и для того, чтобы обеспечить контроль над расходованием бюджетных инвестиций, которые потекут в округ в ближайшее время.
Поэтому смена руководства грозит как минимум еще двум регионам Дальнего Востока. Прежде всего Приморскому краю, где будут развернуты работы по подготовке Владивостока к проведению саммита АТЭС 2012 года, на что в дальневосточной ФЦП прописано 147 млрд рублей. Вряд ли столь солидные средства отдадут под контроль нынешнего главы Приморья Сергея Дарькина, имеющего далеко не безупречную репутацию.
О том, что кресло под первым из переназначенных губернаторов уже качается (хотя именно Дарькин в 2004 году решился обратиться к президенту с вопросом о доверии, и ему как первопроходцу нельзя было отказать), свидетельствует ряд уголовных дел, которые за последний год были заведены в отношении ряда его соратников и вице-губернаторов. По всей видимости, Дарькин доработает на своей должности до окончания кампании по выборам депутатов Госдумы: он возглавляет региональный список «Единой России» и контролирует местное отделение партии, поэтому его уход до 2 декабря может нежелательным образом сказаться на результатах голосования. Но дальше, скорее всего, Дарькина сменит «варяг» — лично преданный президенту страны человек, который не допустит бесконтрольного или нецелевого расходования федеральных средств в Приморье.
Еще один регион, где может смениться губернатор, — Чукотский автономный округ. По слухам, Роман Абрамович уже несколько раз просился в отставку, чего с ужасом ждали жители округа, для которых Абрамович давно стал богом. Но пока президент олигарха не отпустил, продлив его полномочия еще на один срок. Однако вряд ли Абрамовича будут долго мучить и после выборного сезона, скорее всего, «отпустят на свободу». Вместо него на посту может остаться кто-то из его команды, например нынешний вице-губернатор Андрей Гнездилов, который фактически и руководит регионом. Сам Роман Абрамович прилетает на Чукотку на личном самолете только при особой необходимости.
Камчатский вариант
Наиболее легко смена первого лица произошла в Камчатской области, с 1 июля в связи с объединением с Корякским автономным округом ставшей Камчатским краем. Многолетний глава региона Михаил Машковцев добровольно сдал пост молодому и до этого почти неизвестному 40-летнему Алексею Кузьмицкому. Более того, оказалось, что Кузьмицкий к роли главы готовился два года, работая на должности заместителя губернатора по муниципальным образованиям.
На место Михаила Машковцева, уход которого планировался довольно долго, прочили, к примеру, олигарха Виктора Вексельберга. Экс-полпред президента в ДФО Константин Пуликовский заявлял об этом открыто, видимо, мечтая сдать еще один сложный Дальневосточный регион человеку с большими финансовыми возможностями, как Чукотку. Перед самым уходом Машковцева многим казалось, что его место займет экс-глава Таймыра Олег Бударгин, оставшийся без работы после объединения округа с Красноярским краем. Кандидатура главы Корякии Олега Кожемяко с листа ожидания была снята задолго до этого.
Однако «варяг» на Камчатку не приехал, и регион возглавил Кузьмицкий, до 2005 года живший и работавший в Санкт-Петербурге. Исполняющим обязанности главы Камчатской области Алексей Кузьмицкий стал в конце мая, а с 1 июля он уже официально вступил в должность губернатора объединенного края.
Столь быстрому карьерному росту нового камчатского губернатора можно только позавидовать. В 1992 году он окончил Ленинградский электротехнический институт, в 1999 году — Санкт-Петербургскую инженерно-экономическую академию, а в 2003-м — Северо-Западную академию госслужбы. Работал советником гендиректора ОАО «Российский институт радионавигации и времени», замгендиректора компании «Региональная служба спасения» Петербурга, начальником финуправления компании «Национальные рыбные ресурсы» при Госкомрыболовстве. И вот стал сначала вице-губернатором, а потом и главой региона.
Одним из первых громких заявлений Алексея Кузьмицкого стало оглашение суммы, необходимой для сейсмоусиления почти 2 тыс. жилых домов и зданий на Камчатке. По его словам, на эти цели нужно 28 млрд рублей, что составляет два годовых бюджета области. Новый губернатор считает, что на федеральном уровне необходимо рассмотреть вопрос о разработке отдельной федеральной целевой программы по сейсмоусилению зданий на Камчатке.
Сахалинский выбор
Уход Ивана Малахова, руководившего Сахалином с 2003 года, тоже готовился долго. Как потом выяснили дотошные журналисты, губернатор Сахалина обратился к президенту страны за доверием еще весной, но его заявление как-то затерялось в приемной президента. Все это время Малахову просто искали замену. А 2 августа в Невельске случилось мощное землетрясение, унесшее человеческие жизни и лишившее людей крова.
На совещании членов правительства с президентом страны глава МЧС России Сергей Шойгу сказал, что у главы Сахалина не оказалось резерва материальных и финансовых средств (палатки, постельные принадлежности, кровати, продукты питания, медикаменты и проч.), а губернатору, да еще в таком регионе, все это положено иметь по закону. В результате на остров пришлось в короткие сроки перебрасывать федеральные резервы, а также резервы МЧС из Красноярска, Хабаровска и Владивостока, на что ушли сутки. А Камиль Исхаков, тогда полпред президента в ДФО, подчеркнул, что «власти недостаточно оперативно отреагировали на землетрясение в Невельске». По его словам, губернатор области Иван Малахов приехал в пострадавший город только на следующий день.
Это особенно возмутило президента. «Почему люди в палатках спали с детьми ночью на бетонном полу? Что, нельзя было нормально организовать там работу? Кто за это должен отвечать? Местные власти где были, почему губернатор там вовремя не появился?» — негодовал глава государства.
Можно предположить, что Малахов лишился должности, потому что попал под горячую руку. Но о заранее подготовленной отставке сахалинского губернатора говорит тот факт, что на его место президент сразу же выдвинул Александра Хорошавина, до этого руководившего Охинским районом полуострова. Аналитики тут же отметили, что новый глава региона связан с НК «Роснефть», вотчиной которой и является Сахалин. В круг интересов «Роснефти» входит практически весь полуостров, за исключением проекта «Сахалин-2», где царствует «Газпром». «Роснефть» занимается добычей и разработкой в проекте «Сахалин-1», где имеет долю в 20%. Доказанных запасов в «Сахалине-1» — 15,14 млн баррелей нефти и 73,35 млрд куб. футов газа. Помимо этого «Роснефть» занимается разведкой Кайганско-Васюканского участка в рамках проекта «Сахалин-5» совместно с BP (51% принадлежит «Роснефти», 49% — BP). Оценка перспективных запасов — 8,5 млрд баррелей нефти. На долю «Роснефти» приходится 51% в компании, занимающейся разведкой Западно-Шмидтовского участка («Сахалин-4»). Оценка перспективных запасов — 1,3 млрд баррелей нефти и 281,14 млрд куб. метров газа. Российский нефтяной гигант имеет также контроль в разведке Восточно-Шмидтовского участка («Сахалин-5»). Перспективные запасы — 2,9 млрд баррелей нефти и 255,26 млрд куб. метров газа. И наконец, «Роснефть» ведет разведку на «Сахалине-3» — Вененский блок. Доли участия в проекте: «Роснефть» — 74,9%, Sinopec — 25,1%. Оценка перспективных запасов — 1, млрд баррелей нефти и 258,07 млрд куб. метров газа.
Отметим, что изначально на место Малахова политические эксперты прочили заместителя полпреда президента в ДФО, бывшего вице-президента «Роснефти» Николая Борисенко. Он даже был назначен куратором от полпредства работ по ликвидации последствий землетрясения в Невельске. Однако Кремль сделал изящный шаг, соблюдая как интересы «Роснефти», так и местного населения, назначив на пост дальневосточника (Хорошавин родился в Амурской области в 1959 году).
Амурский гамбит
Смена губернатора в Амурской области стала прецедентом. Впервые своего поста лишился глава региона, до этого получивший доверие президента. После отставки Леонида Короткова стало ясно — такая защита глав регионов в России больше не действует. Кремль легко пожертвовал «своей» фигурой ради улучшения ситуации.
Формально Коротков лишился доверия из-за целого ряда уголовных дел, в которые оказался втянут. В начале мая прокуратура Амурской области возбудила четыре уголовных дела в отношении Короткова, обвиняя губернатора в нецелевом расходовании бюджетных средств, злоупотреблении и превышении должностных полномочий, а также в халатности. Общий ущерб бюджету Амурской области, который якобы нанес Коротков, был оценен в 123 млн рублей. Сам экс-губернатор, впрочем, считал себя невиновным и был намерен доказать это в суде. Но для президента страны этого оказалось недостаточно, и, даже не выслушав Короткова, Путин отправил его в отставку.
Временно исполняющим обязанности губернатора области был назначен вице-губернатор Александр Нестеренко. После этого область жила в неизвестности, кто же станет следующим главой региона. Решение вопроса затянулось почти на месяц и стало неожиданным: на пост губернатора Амурской области президент России предложил человека со стороны — депутата Госсобрания Татарстана, заслуженного машиностроителя Николая Колесова. Уже 1 июня он был утвержден на своем посту.
Колесов хорошо известен в Татарстане, где имеет реноме человека, сумевшего поднять с колен два оборонных завода. С 1997 года Колесов являлся гендиректором завода «Элекон», возглавлял советы директоров ОАО «Казанский оптико-механический завод» (КОМЗ, контрольный пакет акций предприятия принадлежит «Элекону»), хоккейного клуба «Ракета-Казань» и автодилера «КАН-АвтоВАЗ». Учитывая тот факт, что дальневосточный полпред до своего назначения в округ много лет работал мэром Казани, на поверхности лежала версия о том, что Колесов — креатура Камиля Исхакова.
Но есть еще одна мощная сила, на которую мог опираться депутат из Татарстана. Эта сила — генеральный директор ФГУП «Рособоронэкспорт», председатель совета директоров АвтоВАЗа Сергей Чемезов. В 2005 году на базе КОМЗа была создана компания «КАН-АвтоВАЗ», руководителем которой был назначен 21-летний сын Колесова Александр. Уже с февраля 2006 года эта компания получила статус генерального дистрибутора АвтоВАЗа в Татарстане. После чего началась масштабная чистка автодилерского рынка республики (ежегодно здесь реализуется около 30 тыс. тольяттинских машин). В регионе отмечали, что взлет «КАН-АвтоВАЗа» стал возможен благодаря тому, что в конце 2005 года тольяттинский автозавод перешел под контроль ФГУП «Рособоронэкспорт», а Николай Колесов хорошо знал Сергея Чемезова.
Почему именно Колесов стал нужен главе «Рособоронэкспорта» в качестве губернатора Амурской области? Может быть, Сергей Чемезов помог старому знакомому просто по дружбе, открыв перед ним новые горизонты карьеры? Все-таки глава даже депрессивного региона по статусу намного выше депутата регионального парламента. Такой ответ был бы уж слишком простым. Ведь когда-то и Самарская область не входила в число приоритетов могущественного РОЭ, а сегодня регион фактически сдан госхолдингу — его губернатором в конце августа был назначен бывший президент АвтоВАЗа Владимир Артяков.
Происходящие кадровые изменения в руководстве регионов ДФО еще раз подтверждают: Дальний Восток находится под пристальным вниманием федерального центра.