Неиспользованные ресурсы российской системы власти

Политика
Москва, 22.10.2007
Раскрыть заложенный в Конституции республиканский потенциал — главная политическая задача ближайшего времени

С приближением очередных парламентских и президентских выборов внимание общества неизбежно привлекают два рода вопросов. С одной стороны, всех интересует будущий персональный состав представителей высшей власти, их возможная смена или перегруппировка. С другой стороны, в экспертной среде с новой силой поднимаются дискуссии о механизме функционирования российской власти, разделении властей, роли и месте парламента, правительства и президента. И как это обычно бывает, звучат радикальные призывы к пересмотру Конституции и даже к переходу на парламентскую форму правления.

На мой взгляд, для России сегодня гораздо более актуальной является задача раскрытия демократического республиканского потенциала Конституции, в первую очередь российской системы разделения властей, а также сдержек и противовесов между ветвями федеральной власти. Речь, по большому счету, идет о выходе российской государственности на новый качественный виток своего развития.

Действующая Конституция, провозгласившая Российскую Федерацию демократическим правовым государством с республиканской формой правления, предполагает, что правила осуществления государственной власти по отношению к обществу исключают диктат или подчинение граждан режиму личной власти того или иного руководителя (равно как одного органа власти или какой-то одной партии) и должны строиться на широком гражданском участии населения в управлении делами государства. Российская республиканская форма правления предусматривает широкие возможности для реального воплощения принципа народовластия.

Провозгласив принцип разделения властей между тремя ее ветвями — законодательной, исполнительной и судебной, Конституция тем самым отказалась от верховенства как представительных органов власти, так и органов исполнительной и судебной власти. В целом это должно позволять народу, гражданам, сохранять за собой полноту суверенной власти, что предполагает контроль всех ее ветвей путем демократических процедур выборов, референдумов, механизмов публичной ответственности власти перед народом. Таким образом, речь идет не только об ограничении и сдерживании полномочий различных ветвей власти рамками Конституции, но и о создании четких законодательных механизмов их взаимодействия, а также об установлении конкретных мер публично-правовой ответственности каждой из ветвей власти.

Президент и его власть

Сущностной особенностью организации власти на федеральном уровне является то, что, будучи главой государства, президент Российской Федерации формально не входит ни в одну из ветвей власти. Тем не менее при подробном рассмотрении компетенции президента России обнаруживается, что он все-таки в значительной степени тяготеет к деятельности исполнительной власти.

Однако, по нашему мнению, конституционные полномочия президента не только не ограничиваются руководством системой исполнительной власти, но эта его функция не является главной, определяющей суть президентской власти. Президент Российской Федерации прежде всего является гарантом Конституции Рос

У партнеров

    «Эксперт»
    №39 (580) 22 октября 2007
    Съезд КПК
    Содержание:
    Вечно вместе с партией

    Коммунистическая партия Китая становится более открытой и понятной для общества, но ее роль внутри страны меняться не будет. Дискуссия по этому поводу, осторожно начатая в Китае в начале правления Ху Цзиньтао, свернута и более невозможна

    Спецвыпуск
    Обзор почты
    Русский бизнес
    Реклама