Распутать транспортный узел

Спецвыпуск
Москва, 22.10.2007
«Эксперт» №39 (580)
Огромные расстояния, низкая плотность населения и оторванность от всей страны — вот проблемы транспортного комплекса Дальнего Востока

На Дальнем Востоке, занимающем 36% территории России, слабо развита транспортная сеть. Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования Дальнего Востока и Забайкалья составляет всего 13,8% от эксплуатационной длины всех железных дорог РФ. Протяженность автомобильных дорог (общего пользования и ведомственных) с твердым покрытием — 9,5%, а внутренних судоходных путей — 28,7%. Плотность железнодорожных путей общего пользования в расчете на 10 тыс. кв. км на Дальнем Востоке в 3,6 раза ниже, чем в среднем по стране, а автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием — в 5,6 раза. При этом по сравнению с центральными и южными регионами России работа всех видов транспорта на Дальнем Востоке носит сезонный характер, потому что наибольший объем перевозок приходится на летне-осенний период (с мая по октябрь), когда осуществляется завоз грузов в районы Крайнего Севера, в связи с ограниченным сроком навигации.

Дорог много — и этого мало

Транспортная система Дальнего Востока и Забайкалья, которая даже до 1990 года характеризовалась большим дефицитом мощностей, в настоящее время работает менее чем в полсилы. Общие отправки грузов на железнодорожном, речном и автомобильном транспорте снизились в прошлом десятилетии почти в 2,4 раза. В 2000–2001 годах спад прекратился, но общий уровень загрузки транспорта по-прежнему остается крайне низким. Между тем в сфере транспорта и его обслуживания занято около 11% трудоспособного населения региона, а в таких районах, как Приморский край и Камчатская область, — до 25%.

Многие дороги не используются на всю мощность: частично они недостроены, как трасса «Амур» (Чита—Хабаровск), частично технически изношены. Географическое положение ДФО, находящегося на стыке как функционирующих, так и перспективных международных транспортных коридоров, а также перспективы роста промышленного и ресурсно-сырьевого потенциалов округа ставят перед транспортной отраслью новые задачи. Уже давно в ДФО транзитные перевозки грузов из других регионов России (Сибири, Урала, центральной части страны) и из стран СНГ превалируют над перевозками в пределах округа. По данным аппарата полпреда президента в ДФО, на железных дорогах в Амурской области, Хабаровском и Приморском краях, а также на морском транспорте Дальнего Востока местные (включая экспортно-импортные) перевозки составляют не более 25%. Остальные 75% приходятся на транзитные перевозки из других регионов России, стран СНГ и межконтинентальный транзит стран АТР и Западной Европы. И тенденция эта будет только усиливаться.

Почти все транспортные проекты, заявленные к реализации на Дальнем Востоке, призваны увеличить потенциал округа в качестве транспортного коридора Восток—Запад (Тихий океан—Европа). Пока сюда включен только Транссиб, однако даже эта уникальная по протяженности железнодорожная магистраль не используется на всю мощность. Рост международных перевозок сдерживают нехватка портовой инфраструктуры и слабое развитие логистических сервисов в стране. По оценкам Инсти

У партнеров

    «Эксперт»
    №39 (580) 22 октября 2007
    Съезд КПК
    Содержание:
    Вечно вместе с партией

    Коммунистическая партия Китая становится более открытой и понятной для общества, но ее роль внутри страны меняться не будет. Дискуссия по этому поводу, осторожно начатая в Китае в начале правления Ху Цзиньтао, свернута и более невозможна

    Спецвыпуск
    Обзор почты
    Русский бизнес
    Реклама